Примерно за неделю до того, как Барак Обама (Barack Obama) отправится в свое первое турне по России в качестве президента Соединенных Штатов Америки, бывший посол США в России Джеймс Коллинз (James Collins) признал, что его ожидания в отношении саммита Обама-Медведев можно назвать лишь 'умеренными'.
'Самое главное, на самом деле, это то, придаст ли эта встреча отношениям между США и Россией новый курс', - заявил Коллинз в интервью, данном агентству 'Синьхуа'.
Осторожность расчетов Коллинза резко контрастирует с амбициозностью задачи 'перезагрузить' российско-американские отношения, поставленной администрацией Обамы после первой встречи его с его российским коллегой Дмитрием Медведевым, прошедшей 1 апреля в Лондоне.
Спустя три месяца после той встречи американская и российская позиция по ряду вопросов не только не сблизились друг с другом, но даже, возможно, отдалились еще больше.
По мнению Коллинза, среди тем, которые президенты обсудят между собой, главной должна стать тема нового договора об ограничении стратегических вооружений, согласно которому ядерный арсенал обеих стран должен будет сократиться еще сильнее - именно этого президент Обама добивался, еще будучи сенатором.
Впрочем, 20 июня президент России Медведев дал понять, что связывает заключение договора о разоружении с планами США построить противоракетные базы в Польше и Чехии, и с этого момент Коллинз потерял уверенность в том, что обе стороны смогут добиться многого на июльском саммите.
По его мнению, США и Россия должны договориться о максимальном возможном количестве ядерных боеголовок в арсенале - например, по 1500 штук, - а уже потом беспокоиться из-за деталей последующих переговоров.
Поскольку срок нынешнего договора о сокращении стратегических вооружений истекает 5 декабря этого года, Коллинз считает, что обеим сторонам придется прийти к консенсусу 'так или иначе', в противном случае окажется под сомнением их надежность как участников договора о нераспространении ядерных вооружений.
В один день с приездом Обамы российские вооруженные силы проведут массированные военные учения на грузинской границе, то есть на территории, вокруг которой концентрируются трения между США и Россией с того момента, как прошлым летом разгорелся скоротечный конфликт между Россией и Грузией.
И хотя США только что завершили процесс законодательного закрепления предоставления Грузии помощи на миллиард долларов, Коллинз заметил, что вопрос о вступлении Грузии и Украины в НАТО, год назад имевший первоочередную важность для американской стороны, 'точно не будет главным пунктом повестки дня'.
Коллинз полагает, что Обама и Медведев обсудят способы 'лучше справиться' с проблемой, в то же время дав бывшим советским республикам время разобраться с собственными проблемами.
По сравнению с кавказским регионом для обоих лидеров, возможно, больше значат Иран и Ближний Восток.
Коллинз полагает, что реакция США на итоги выборов в Иране усугубила различия позиций США и России по проблеме ядерных амбиций Ирана. Впрочем, по его словам, американское руководство понимает, что 'Россия - ключевой игрок по Ирану, и это не изменилось'.
Коллинз - опытный русист и бывший преподаватель истории России в академии флота США - отмечает момент, отличающий отношение к российско-американским отношениям нынешней администрации от всех предыдущих. По его словам, это то обстоятельство, что президент Обама по-настоящему 'оставил эпоху 'холодной войны' позади'.
По его мнению, личный вклад президента здесь будет крайне важным, так как Обама 'не начинал [свою политическую карьеру] в терминах разделения мира на Восток и Запад... это не тот мир, с которым он был знаком'.
Вдобавок к этому, готовность Обамы выслушивать различные мнения, по убеждению Коллинза, есть признак 'смены поколения' в Белом доме, знаменующей перемену отношения к мировым делам.
Коллинз заявил, что коллега Обамы происходит из того же поколения, что и он.
'Будем надеяться, что он мыслит примерно так же', - сказал Коллинз.
_____________________________________________________________
Американо-российский саммит: принципы и баланс интересов ("Voice of America News", США)
Что есть 'нормальность' в отношениях между США и Россией? ("New Europe", Бельгия)