На прошлой неделе 24 июня Институт Хадсона (Hudson Institute) провел дискуссию экспертов о тех проблемах, с которыми столкнется президент Обама во время визита в Москву 6 июля.
Ни один из трех участников обсуждения не выразил особого оптимизма по поводу возможностей Обамы добиться значительных перемен в российско-американских взаимоотношениях, главным образом, в связи с тем, что российское руководство по-прежнему изображает Америку в качестве врага, чтобы укреплять собственную власть.
Тем не менее, они сделали предположение о том, что Обама может избежать появления такого впечатления у граждан России, если он будет тщательно выдерживать манеру и стиль своих публичных выступлений, понимая, как сказал участник встречи Дэвид Сэттер (David Satter), что "видит в московском саммите не встречу государственных руководителей, а тщательно подготовленное и организованное представление, которое разыгрывается для него".
В дискуссии принимали участие Сэттер, работавший московским корреспондентом Financial Times и написавший ряд книг об упадке Советского Союза и усилении нынешнего российского руководства; российский политолог Андрей Пионтковский, являющийся автором книг о президентстве Владимира Путина; а также сотрудник Фонда Маршалла "Германия-США" и бывший помощник государственного секретаря по вопросам демократии, прав человека и труда Дэвид Крамер (David Kramer).
Пионтковский сравнил предстоящий визит Обамы и его встречу с российским президентом Дмитрием Медведевым и премьер-министром Владимиром Путиным со встречей между президентом Кеннеди и советским руководителем Никитой Хрущевым в 1961 году, которая предшествовала Карибскому кризису.
По его словам, оба лидера после встреч в 1961 году составили ошибочное представление друг о друге, что способствовало началу разразившегося год спустя ракетного кризиса. Во время этого визита Обама должен вести себя очень осторожно, чтобы его слова и поступки не дали новых поводов российской пропагандистской машине, которая вполне успешно изображает Соединенные Штаты в качестве главного врага, несущего ответственность за терроризм в северокавказском регионе.
Обама в своих зарубежных выступлениях, в том числе, в июньской речи в Каире, постарался улучшить международные представления о Соединенных Штатах, для чего он, в частности, извинился за прошлые действия США.
Однако Пионтковский сказал, что такой подход в Москве "будет катастрофой". По его словам, он не знает, за что Обама захочет извиниться в России, но любое раскаяние по поводу нынешнего состояния американо-российских отношений будет воспринято как проявление слабости и подтверждение правильности антиамериканской пропаганды, подпитываемой из Кремля.
Крамер изложил те политические вопросы, которые могут войти в повестку начинающегося 6 июля визита. Однако он весьма скептически отнесся к возможности достижения договоренностей по любому из них.
"Россия не разделяет наши интересы и оценки угроз, не говоря уже о наших ценностях", - заявил он. Две страны по-разному воспринимают угрозу превращения Ирана в ядерную державу. Соединенные Штаты Америки вряд ли будут выступать за новые соглашения в сфере безопасности, когда Россия уже нарушает действующие договоренности. А Москва больше заинтересована в выдавливании американских военных с базы в Киргизии, нежели в оказании содействия усилиям США в Афганистане.
Прежде всего, сказал Крамер, "не исключено, что российские лидеры просто не заинтересованы в улучшении отношений с США". Американский враг - это слишком удобный и выгодный инструмент в руках кремлевского руководства, чтобы пойти на "перезагрузку" американо-российских отношений. "Я надеюсь, что [Обама] будет полностью контролировать свои ожидания", - заявил он.
Сэттер рассказывал анекдоты, услышанные им во время поездок в Москву. Один из них - о бывшем российском чиновнике, которого уволили за взятки. Недавно Медведев назначил его руководить антикоррупционными действиями государства.
"Смысл "перезагрузки" в отношениях США и России заключается в развитии диалога, - сказал Сэттер, - а это возможно лишь тогда, когда люди действуют с одинаковым пониманием реальности".
Сэттер заявил, что любые попытки Обамы обратиться в своих публичных выступлениях к народу России через головы ее руководителей не будут иметь большого эффекта из-за жесткого государственного контроля над средствами массовой информации. Он назвал предстоящий визит важным психологическим экзаменом для Обамы. "Мы можем только пожелать ему успехов и надеяться на то, что он хорошо проинформирован о той ситуации, в которой окажется", - сказал Сэттер.
___________________________________________________________