Тревожная тенденция наметилась в авиакатастрофах в форме таких проявлений 'человеческого фактора', как усталость, сложность систем управления, непоследовательность обучения и правил. Во вторник ведущий специалист по безопасности авиаперелетов сообщил, что это составляет новый вызов авиакомпаниям.
Президент американского Фонда безопасности авиаперелетов Билл Восс (Bill Voss) заявил в беседе с промышленниками и государственными чиновниками, что с точки зрения крупных катастроф в коммерческой авиации 2009 год вполне может стать худшим за десятилетие.
С начала года до конца июня случилось уже двенадцать катастроф, и, по данным фонда, вскоре может быть побит рекорд 1999 года - 24 катастрофы за год.
В прошлом году катастроф было шестнадцать.
В общий итог текущего года нужно включить рухнувший во вторник в воды Индийского океана йеменский лайнер со ста пятьюдесятью тремя людьми на борту, а также утонувший в Атлантике возле берегов Бразилии 1 июня самолет компании 'Эр Франс', в котором погибло 228 пассажиров и членов экипажа.
В обеих катастрофах фигурировали самолеты Airbus, и обе сейчас подвергаются расследованию.
'Мы заметили рост количества случаев потери управления', - заявил Восс, говоря о том, что несчастные случаи, связанные с турбулентностью и прочими непредвиденными ситуациями, обычно не приводят к крушениям. - 'Все вернулось на круги своя, теперь опять главную роль играет человеческий фактор'.
Тринадцать процентов всех авиакатастроф объясняются потерей управления самолетом (данные по состоянию на 2008 год собраны Международной ассоциацией воздушного транспорта).
'Системы управления не всегда ведут себя так, как ожидается', - пояснил Восс.
Злосчастный борт Airbus A330 компании 'Эр Франс', совершавший перелет по маршруту Рио-де-Жанейро - Париж, судя по всему, натолкнулся на область сильной турбулентности, после чего произошла целая череда технических сбоев, и он, видимо, развалился в воздухе.
По словам Восса, авиакомпании и прочие операторы перелетов пытаются быстро адаптироваться к высокотехнологичным и автоматизированным самолетам и системам управления, но ресурсы у всех разные, и их не всегда хватает.
Например, по его же словам, порядка половины из ста девяноста контролирующих служб не имеют в своем распоряжении достаточного количества инспекторов безопасности полетов.
Как сообщил Восс, наибольшую тревогу в плане тяжелых авиакатастроф всех видов вызывают страны Латинской Америки и Африки, а также Россия и бывшие советские республики.
Быстрое развитие отрасли, имевшее место в середине десятилетие, как сообщил Восс, создало проблемы для стран, пытающихся сделать свою авиацию более надежной. В некоторых развивающихся странах наличие капитала для ремонта новых самолетов, обучения персонала и инспектирования находится под вопросом.
____________________________________________________________
Исчезновение самолета порождает массу вопросов, но дает мало ответов ("The Wall Street Journal", США)
Русские испытывают новый пассажирский самолет ("Gazeta.pl", Польша)