Москва и Баку заключили газовое соглашение "не по политическим мотивам, а исходя из взаимной выгоды", заявил президент России корреспонденту ИТАР-ТАСС по завершении четырехчасового блиц-визит в Азербайджан.
Как выяснилось вскоре, это утверждение вполне верно в отношении Азербайджана, но вызывает вопросы в том, что касается России. Хотя, конечно, смотря что понимать под выгодой.
Если не считать договоренности об основных принципах делимитации границы и распределения водных ресурсов пограничной реки Самур, которую вполне могли оформить и министры иностранных дел, главным итогом поездки стало соглашение о закупках Россией азербайджанского газа, подписанное в присутствии президентов двух стран главами "Газпрома" и госкорпорации ГНКАР Алексеем Миллером и Ровнагом Абдуллаевым.
Согласованная цена на газ официально не называлась. Миллер ограничился заявлением, что Россия предложила партнерам "очень комфортные" и "коммерчески привлекательные" условия.
В вторник источники газеты "Коммерсант" сообщили, что "Газпром" будет закупать азербайджанский газ по 350 долларов за тысячу кубометров.
Из-за падения мировых цен на нефть, к которым ежеквартально привязывается цена на газ, ожидаемая среднегодовая стоимость российского топлива для Европы, как считают, составит около 220 долларов за тысячу кубометров.
В интервью bbcrusssian.com обозреватель "Коммерсанта" по энергополитике Наталья Гриб уточнила, что российско-азербайджанское соглашение не является контрактом, и речь идет, вероятно, не об окончательной, а об ориентировочной цене, которая может в конечном итоге оказаться меньше, если мировые цены будут держаться на низком уровне.
Тем не менее, Москва согласилась платить Баку существенно выше рыночной цены.
И все же, как заявила bbcrusssian.com руководитель отдела ТЭК агентства новостей РБК Елена Забелло, "для России, конечно, это приятная новость во всех отношениях".
Чем объяснить этот парадокс?
Против "Набукко"
На пресс-конференции в Баку Алексей Миллер назвал согласованный объем закупок: 500 млн кубометров в год. По масштабам "Газпрома", немного.
Складывается впечатление, что главная цель соглашения заключалась в демонстрации Азербайджану, как хорошо иметь дело именно с Россией.
Впереди маячит весомый куш - газ со второй очереди месторождения Шах-Дениз. Правда, по имеющимся данным, начало его эксплуатации из-за технических проблем переносится с 2012 на 2014 год, но, чуть раньше или чуть позже, оно вступит в строй. А там должны добываться 14-16 млрд кубометров в год.
На газ Шах-Дениза, наряду с туркменским, рассчитывают участники проекта "Набукко" - газопровода через Турцию в Европу в обход России.
Руководящие деятели ЕС неизменно выражают большую заинтересованность в "Набукко", но строительство еще не началось, и согласование деталей идет ни шатко, ни валко - именно из-за неуверенности, будет ли чем заполнять трубу. Оценочная стоимость проекта составляет 7,9 млрд евро, и рисковать такими деньгами, естественно, никто не может.
Азербайджан и Туркмения до поры до времени ничего твердо не обещают ни России, ни Европе, выжидая, кто предложит более выгодные условия.
Москва никогда не скрывала отрицательного отношения к "Набукко".
Насколько высоки для нее ставки, доказывает тот факт, что во время визита в Баку в июле прошлого года Дмитрий Медведев даже солидаризировался с азербайджанской позицией по Нагорному Карабаху, рискуя оттолкнуть стратегического союзника в лице Армении.
"Мы [Россия] давно этого добивались, и конечно, для нас это хорошо", - сказала о последнем газовом соглашении аналитик Елена Забелло, добавив: "Прежде всего с политической точки зрения".
С этой оценкой согласна Наталья Гриб: "Россия первой получила доступ к ресурсам, на которые рассчитывает также газопровод "Набукко". Соглашение с Азербайджаном является политической победой Москвы на промежуточном этапе гонки".
Корреспондент "Коммерсанта" Владимир Соловьев, присутствовавший на подписании документа и разговаривавший с членами российской делегации, также убежден, что соглашение от 29 июня - сильный удар по "Набукко".
Теперь "Газпром" стал приоритетным претендентом на покупку газа со второй очереди Шах-Дениза, и другим потенциальным покупателям придется предлагать Баку еще более привлекательные условия. По словам Натальи Гриб, у нее "нет ощущения", что акционеры "Набукко" пойдут на это.
Геополитическая игра
Даже самый поверхностный анализ внешней политики России показывает, что она подчинена как минимум двум генеральным задачам: создать исключительную сферу влияния, как минимум, в границах 1991 года и занять максимальную долю рынка, а в идеале стать монополистом по поставкам газа в Европу.
Но добыча газа в России уже несколько лет не растет. Месторождения Ямала и Штокмана не осваиваются. То ли "Газпром" не желает тратиться, то ли хочет придержать их на то время, когда уже ни у кого газа не останется.
Поэтому Россия стремится перепродавать в Европу газ из Азербайджана, Туркмении, Казахстана и Узбекистана. Если нельзя стать монополистом по добыче, можно монополизировать транспортировку.
По понятным причинам, все трубопроводы, ведущие из каспийского региона на Запад, проходят через Россию, и Москва изо всех сил старается убедить эти государства, что никакой альтернативы им не нужно.
Опасения Запада
Со своей стороны, европейцы, хотя и не выросли на фильме "Бриллиантовая рука" с его культовой фразой: "Не будут брать - отключим газ!", не хотят усиления энергетической зависимости от восточного соседа.
Особенно усилились разговоры о диверсификации энергопоставок после вооруженного конфликта на Кавказе.
Конечно, современная Россия - не СССР, но западных ценностей во многом не разделяет, себя частью западного мира не считает, преследует собственные цели, демонстрирует готовность использовать при этом экономические и даже военные рычаги.
По словам Москвы, газовый кризис в отношениях с Украиной, прошлой зимой нарушивший энергоснабжение Европы - чисто экономический.
Однако партнеров этот довод не убеждает. Вряд ли можно считать чистым совпадением, что проблемы у Киева возникли в первую же зиму после "оранжевой революции" и резко обострились после поддержки Украиной Грузии в августе 2008 года.
Стоило Литве продать нефтеперерабатывающий завод Mazeikiu Nafta не ЛУКОЙЛу, а польскому инвестору, как на российском нефтепроводе, снабжавшем его сырьем, приключилась авария, и ремонт растянулся очень надолго. Нажать Подробности - здесь
В Брюсселе и других европейских столицах задаются вопросом: сегодня Украина и Литва - а завтра кто?
Не способствует доверию усвоенный российскими представителями в последние годы высокомерный тон в отношении остального мира.
С легкой руки Владимира Путина дипломаты и депутаты принялись повторять, что "никому не дано читать России нотации", что бы она ни делала.
Смысл многих комментариев сводится к тому, что "вставший с колен" гигант ни в ком не нуждается, зато ближние и дальние соседи без благосклонности Москвы трех дней не проживут.
Из одной шинели
В геополитической игре у России есть сильный козырь - духовное родство с руководством постсоветских государств-производителей газа.
Москва, так же как Баку, Душанбе, Астана и Ташкент, не видит ничего предосудительного в авторитарной власти, бесконечном продлении полномочий одного лица, подавлении оппозиции.
С точки зрения Европы и Америки, прямой переход президентского поста от отца к сыну - моветон. Конечно, ради экономических и геополитических выгод, они способны закрывать на это глаза, но все равно периодически принимаются "пилить" насчет демократии и прав человека. С кремлевскими партнерами куда комфортнее.
За ценой не постоим?
Российско-азербайджанское газовое соглашение наглядно демонстрирует, чем не устроили Кремль крупные частные компании в энергетическом секторе, такие, как ЮКОС.
Заставить бизнесменов действовать вопреки выгоде весьма непросто. А "Газпром" как был министерством газовой промышленности, так по сути им и остался, и, когда нужно, всегда пожертвует толикой презренного металла ради "высших интересов".
"Для нас [России] настолько важно контролировать ситуацию в этом регионе, что в принципе это незначительные потери, - так объяснила "ценовой парадокс" Елена Забелло. - Если "Газпром" и будет по такой цене закупать газ, ни в какой убыток он себя не ввергнет, в любом случае где-то в другом месте сможет компенсировать свои потери".
Может, и так. Не столь уж велики в данном случае объемы закупок. Однако возникшая ситуация лишний раз доказывает: страны, не претендующие на величие, экономически находятся в более выгодном положении. Просто потому, что у них к экономическим расчетам не примешивается никаких других.
Ильхам Алиев, воспользовавшись выгодной политической ситуацией, заключил весьма выгодную для его страны сделку. И Александр Лукашенко во всех "газовых" и "молочных" спорах прежде всего жестко и эффективно отстаивает экономические интересы Белоруссии.
А России приходится платить за статус и амбиции.
______________________________________________________
Баку и Москва договорились о газе и о границе (BBCRussian.com, Великобритания)
Турция дает добро ("Die Welt", Германия)
"Набукко" - важный проект для энергетической диверсификации ("Trend News Agency", Азербайджан)
Россия постепенно затягивает удавку на шее Nabucco ("New Europe", Бельгия)