Первый признак того, что спор по поводу иранских выборов может поставить под угрозу уже приостановленные переговоры по ядерной проблеме с Тегераном: высокопоставленный военный чиновник Ирана в среду заявил, что европейские страны не могут быть допущены к обсуждению ядерных вопросов из-за вероятной причастности к поствыборным беспорядкам, и должны извиниться.
С момента выборов 12 июня члены Евросоюза были во главе тех, кто осудил последовавшее за протестами жестокое подавление несогласных. В особенности власти Ирана стараются изобразить Великобританию как подстрекателя волнений. На выходных они арестовали девятерых местных служащих британского посольства в Тегеране. Некоторые из задержанных все еще не отпущены.
По сообщению полуофициального информагентства Fars, один из арестованных 'сыграл важную роль в недавних беспорядках, управляя ими за сценой'. По утверждению агентства, все еще арестованы три сотрудника посольства. Ранее говорилось, что за решеткой находятся четверо.
Евросоюз с его 27 странами-участницами заявил, что поддержит Великобританию, одного из своих членов, в ее ссоре с Ираном по поводу арестов.
В заявлении, процитированном агентством Fars в среду, начальник генштаба ВС Ирана Хасан Фирузабади (Hassan Firouzabadi) заявил, что из-за 'вмешательства' в то, что он охарактеризовал как 'поствыборные волнения', Евросоюз потерял полномочия для участия в ядерных переговорах с Ираном.
'Пока европейские страны не попросили прощения за эту гигантскую ошибку, они не имеют права вести ядерные переговоры', - цитирует чиновника агентство Fars, на которое ссылается Reuters.
Заявление, судя по всему, добавляет еще один слой сложности к западным оценкам того, как следует обращаться с Ираном, который настаивает на том, что его программа обогащения урана разрабатывается в гражданских целях, тогда как многие в США, и не только там, подозревают, что государство работает над созданием ядерного оружия.
Став президентом, Барак Обама предложил новый диалог с Ираном, и в апреле его администрация заявила, что начнет на регулярной основе участвовать, наряду с другими крупными державами, в переговорах с Ираном по поводу его ядерной программы.
Решение представлялось еще одним шагом по направлению к непосредственным договоренностям с Ираном, которые обещал президент Обама. Оно последовало за приглашением Ирану присоединиться к новому раунду переговоров, в которых принимают участие Великобритания, Франция, Германия, Россия и Китай. И оно совпало с непривычным проявлением примирения по отношению к Соединенным Штатам президентом Ирана Махмудом Ахмадинежадом, который сказал, что его правительство приветствует переговоры с администрацией Обамы - при условии, что перемена американского курса была 'честной'.
В прошлом администрация Буша всячески старалась избегать переговоров с Тегераном под руководством европейцев; в июле прошлого года она нехотя послала дипломата высокого ранга на единственный раунд переговоров, которые не принесли никакого результата.
Ранее, в апреле, президент Ахмадинежад заявил, что он готовит новое предложение по разрешению спора с Западом по вопросу иранской ядерной программы, но никаких подробностей не сообщил.
Однако события, последовавшие за президентскими выборами 12 июня, обнулили процесс. Изначально президент Обама старался сдерживаться от критики иранских властей. Но после того как он в итоге выразил свое возмущение подавлением тегеранских беспорядков, господин Ахмадинежад потребовал извинений и сказал, что господин Обама вторит политике администрации Буша.
Премьер-министр Швеции Фредрик Райнфельдт (Fredrik Reinfeldt) во вторник предостерег Иран от конфронтации с западным миром и призвал 'лучше провести какие-нибудь реформы, чем провоцировать какой-нибудь конфликт' с Евросоюзом. В среду в порядке очереди Швеция стала председателем организации.
Выборы привели к неделям протестов, которые для властей стали тяжелейшим испытанием за последние тридцать лет.
После того, как влиятельный Совет Стражей формально сертифицировал результаты выборов, правительство предприняло попытку положить конец протестам и беспорядкам. Сотрудники полиции и бойцы народного ополчения заполнили улицы Тегерана, расставив везде блокпосты и давая понять, что правительство никоим образом не потерпит какие-либо дальнейшие выражения неповиновения.
В среду, однако, кандидат-оппозиционер снова заявил, что он не согласен с исходом выборов и ставит под сомнение законность переизбрания президента Ахмадинежада.
И, с очевидностью подтверждая нервность своего правления после протестов, господин Ахмадинежад отменил запланированную поездку в Ливию в среду, сообщается в новостях. Правительство не объявило причин.
Господин Ахмадинежад собирался присоединиться к саммиту лидеров африканских государств по проблеме сельскохозяйственного инвестирования. Визит помог бы ему убраться из страны на 'период чувствительности'. Однако, сразу после выборов таких колебаний у него не было - тогда его ждали на региональном саммите в России.
В среду появились и новые признаки того, что власти не станут терпеть инакомыслия, из какого бы района оно не исходило. После того, как во вторник Мехди Каруби (Mehdi Karroubi), бывший спикер парламента, - который на выборах 12 июня остался далеко позади, получив четвертое место, - заявил на своем интернет-сайте, что он отрицает легитимность голосования, в среду власти запретили публикацию газеты его партии. Об этом говорится в новостных сообщениях.
Официальные результаты показали, что господин Каруби получил всего лишь несколько сотен тысяч голосов - в сравнении с большинством Ахмадинежада, почти двумя третями от заявленной явки в 80 процентов населения. Соперник со вторым местом, бывший премьер-министр Мир Хусейн Мусави (Mir Hossein Moussavi), получил примерно треть голосов и требовал нового голосования, настаивая на том, что была произведена масштабная фальсификация результатов.
Позже во вторник интернет-сайт господина Каруби процитировал его слова о том, что он не рассматривает правительство как легитимное. 'Я продолжу свою борьбу любыми средствами, и я готов сотрудничать с людьми и организациями, выступающими за реформы', говорит он на своем сайте.
Однако, очень невелики шансы на организованные и последовательные действия против правительственной версии событий, считают политологи. Частично потому, что аресты ослабили руководство оппозиции.
Один из недавних арестов, арест независимого политико-экономического эксперта Бижана Хажехпура (Bijan Khajehpour), усилил лихорадку в иранском гражданском обществе, - поскольку он не был задействован в демонстрациях оппозиции. Так утверждают аналитики.
Хажехпур был задержан в аэропорту по прибытии из Великобритании, и, как и многие другие, попал в застенки известной тюрьмы Эвин. Это вызвало беспокойства по поводу размаха репрессивных мер и перспектив возможной политической чистки, говорят аналитики.
Бижан был, пожалуй, последним независимым аналитиком, живущим в Тегеране, который продолжал путешествовать в Европу и США и давал открытые лекции об Иране, говорит Карим Саджадпур (Karim Sadjadpour), специалист по Ирану в Фонде Карнеги за международный мир. 'Он всегда верил, что, если его деятельность будет абсолютно открытой и прозрачной, правительство поймет, что он не делает ничего плохого'.
Кроме того, за прошедшие несколько дней правительство уволило высокопоставленных чиновников, которые поддерживали Мусави, сообщает иранская пресса.
Правозащитные группы заявили, что аресты прошли по всей стране, однако, те, кто содержится в тюрьме Эвин, подвергаются реальной физической опасности.
В заявлении 'Международной амнистии' (Amnesty international) говорится, что ее представители 'серьезно обеспокоены тем, что лидерам оппозиции, арестованным после выборов 12 июня, грозят пытки. Вероятно, их будут принуждать сделать телевизионные 'признания' - в качестве прелюдии к несправедливым судебным процессам, которые могут кончиться приговорами смертной казни'.
В заявлении 'Репортеров без границ' (Reporters Without Borders), организации за свободу прессы, говорится, что беспокойство касается не только лидеров оппозиции. 'Свидетельства некоторых очевидцев заставляют опасаться того, что пытки и жестокое обращение систематически применяются по отношению к заключенным, которые участвовали в демонстрациях против режима', говорится в заявлении организации. 'Некоторые журналисты и блоггеры подвергались грубому обращению со стороны стражей порядка и людей, нанятых прокурором Саедом Мортазави (Saeed Mortazavi)'.
______________________________________
______________________________________
Иранские демократы заслуживают полной поддержки ("The Wall Street Journal", США)
Иран: разгорается дипломатическая битва ("The Independent", Великобритания)
ИноВидео: Убийство иранской девушки накаляет ситуацию ("Sky News", Великобритания)