До саммита в Москве Медведев - Обама остались считанные дни. Они будут насыщены интенсивными дипломатическими контактами между Россией и США, поскольку стороны заинтересованы в достижении во время переговоров 'заметного прогресса'.
Предыдущая американская администрация Джорджа Буша оставила в наследство Бараку Обаме огромное количество проблем во взаимоотношениях с Россией практически по всем направлениям внешней политики и мировой безопасности. Поэтому у экспертов часто складывается ощущение, что президентам Дмитрию Медведеву и Бараку Обаме в Москве придется многое начинать практически с 'чистого листа'.
С точки зрения дипломатической технологии так оно и выглядит. Когда новая американская администрация взяла курс 'на перезагрузку' отношений с Москвой, Белый дом старался выстроить, прежде всего, положительный информационный фон. С участием Барака Обамы и Дмитрия Медведева прошел саммит 'двадцатки' в Лондоне, в ходе которого стороны пытались не только искать согласованные решения по борьбе с мировым кризисом, но и расчистить существующие завалы на пути диалога друг с другом. Причем, по оценке многих аналитиков, выход из тупика во многом напоминал 'выход из состояния какой-то войны'.
Кстати, не случайно накануне московского саммита встречу Медведев - Обама 'решили прорепетировать' в смысле определения повестки дня прибывшие в Москву представители палаты представителей конгресса США, которых возглавлял Говард Берман. Во время встречи на Охотном Ряду со своими российскими коллегами они выстроили определенный проблемный ряд в смысле их приоритетности.
На первом месте, как и следовало ожидать, оказался Договор о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ-2). Несмотря на интенсивные переговоры, которые ведут стороны по этой проблеме, этот документ может быть готов только к декабрю нынешнего года. Следовательно, во время московского саммита Дмитрий Медведев и Барак Обама попытаются 'развязать некоторые узлы' на этом направлении. Однако, учитывая чрезвычайную важность Договора СНВ-2, можно смело предполагать, что к концу года может состояться еще один российско-американский саммит, когда главы двух государств будут подписывать этот документ.
Существует еще одна особенность ситуации. Дело в том, что, например, в налаживании диалога Россия-НАТО, подписании соответствующего соглашения по транзиту невоенных грузов Североатлантического альянса в Афганистан, организации совместной борьбы с морским пиратством у берегов Сомали отношения России и США имеют косвенное касательство.
Добавим, однако, к этому и тот факт, что стороны фактически не имеют общей экономической повестки дня. Сегодня объем товарооборота между Россией и США составляет всего 36 млрд. долларов, что не соответствует потенциалу двух стран. Поэтому, как показала встреча парламентариев США и России на Охотном Ряду, американская сторона пытается внести в повестку дня диалога с Россией проблемы таких стран, как Иран или Ирак, в то время как Россия пытается определиться в смысле подписания соглашений о сотрудничестве в сфере атомной энергетики и газодобычи, в сельском хозяйстве и разработке нанотехнологий и т.д.
Тем не менее практика ведения внешней политики в период охлаждения отношений с Россией показала, что у Вашингтона многое не получается, когда он пытается отстранить Москву от решения того или иного важного международного вопроса. Поэтому в канун российско-американского саммита ведущие исследовательские центры России и США представили доклады с набором своих рекомендаций по улучшению отношений
Некоторые прозвучавшие оценки, на наш взгляд, заслуживают внимания и анализа. Например, экс-посол США в России, а ныне директор российской и евразийской программы Фонда Карнеги Джеймс Коллинз полагает, что две страны сегодня способны сотрудничать по многим направлениям. В первую очередь это укрепление режима ядерного нераспространения, разрешение региональных конфликтов, преодоление глобального финансового кризиса, предотвращение угрозы потепления климата, других экологических катастроф и пандемии опасных заболеваний. Но, по его мнению, уровень такого сотрудничества будет зависеть от того, насколько лидеры обеих держав окажутся способными осознать необходимость широкого сотрудничества в стратегическом плане и не сужать взаимоотношения до уровня решения тактических недолговременных проблем.
По мнению ведущего сотрудника Центра стратегических и международных исследований в Институте Брукингса Стивена Пайфера, в Москве Дмитрий Медведев и Барак Обама не должны 'распылять внимание' на иные проблемы, кроме необходимости скорейшего заключения нового Договора о сокращении стратегических наступательных вооружений. Если удастся подписать этот Договор, то это будет означать не только прорыв во взаимоотношениях двух стран, но и создание возможности и условий для достижения прогресса и по другим направлениям.
Вместе с тем, по мнению ряда экспертов, этот саммит может повторить судьбу многих предыдущих российско-американских встреч на высшем уровне - а именно, сопровождаться теплыми словами и улыбками, однако не привести к решению каких-либо ключевых проблем наших отношений.
Как это будет на этот раз - посмотрим.
__________________
Недоверие России бросает тень на визит Обамы в Москву ("Spiegel", Германия)
Россия не меняется ("The Weekly Standard", США)