На следующей неделе президент Обама отправится в Москву на встречу с президентом России Дмитрием Медведевым. Он должен воспользоваться этой возможностью не только для налаживания контактов с российскими властями, но и для прямого общения с русскоязычным миром.
Администрация Обамы верно сосредоточила внимание на необходимости обратиться напрямую к последователям мусульманской веры. Выступая в прошлом месяце в Каире в окружении молодежи, студентов и активистов, Обама красноречиво изложил американские ценности и выразил надежду на улучшение отношений с мусульманским миром, которые будут основываться на подлинном уважении.
Насколько известно, в Москве такое крупное выступление, проникающее в умы и сердца русскоязычного мира, не планируется, но оно должно стать частью президентской программы визита в Россию. Россияне, а также подавляющее большинство их соседей страдают от дефицита свободы, который можно сравнить с тем, что испытывают многие люди на Ближнем Востоке. В своих оценках состояния свободы в странах бывшего Советского Союза - за исключением трех крохотных прибалтийских государств - неправительственная организация Freedom House на самом деле считает, что уровень свободы там даже ниже, чем на Ближнем Востоке.
В большинстве этих стран, включая саму Россию, коррумпированная правящая элита контролирует и эксплуатирует крупные национальные ресурсы с целью собственного обогащения. Выборы в основе своей бессмысленны, поскольку на них отсутствует настоящая конкуренция. А любая организация гражданского общества, пытающаяся заняться решением болезненных с политической точки зрения проблем - например, защитой прав человека или борьбой с коррупцией - подвергается давлению, причем порой весьма жестокому.
В России все сколь-либо значимые средства массовой информации являются рупором Кремля. Российский народ подвергается обстрелу изощренной пропаганды, которая играет на националистических настроениях и изобретает внешних врагов, чтобы оправдать консолидацию власти. Школьные программы подгоняются таким образом, чтобы прославлять советские достижения, преуменьшая значение массового истребления людей. В мае президент Дмитрий Медведев объявил о создании новой комиссии по защите российской истории, которая будет противодействовать историческим описаниям и изложениям фактов, изображающим Россию в негативном свете. Даже православная церковь подпитывает идею сильного государства и российской исключительности.
В ходе этой кампании исключительно эффективно эксплуатируется чувство унижения россиян, которое они испытали в связи с крахом советской империи. В ней сочетается ностальгия по великодержавному прошлому и злобная антизападная, в особенности антиамериканская, риторика.
Пропаганда также уделяла большое внимание созданию антибушевских настроений с целью очернения идеалов свободы и демократии. Она представляла эти ценности как несопоставимые с российскими традициями и культурой. При этом неважно, что такие же точно аргументы когда-то звучали по поводу культуры и истории азиатов и латиноамериканцев, последователей римского католицизма и ислама, и что действительность давно уже опровергла их, доказав, что все люди хотят пользоваться основными свободами.
Может ли Обама надеяться на то, что своей речью он сумеет оказать противодействие этой хорошо финансируемой и изощренной антиамериканской и антидемократической кампании? Конечно, одной такой речи недостаточно. Но как и в Каире, это будет важный шаг, если сделать его в правильном направлении. Русским проповеди иностранцев нравятся ничуть не больше, чем египтянам, туркам, иранцам, да и самим американцам, если на то пошло.
Но они могут откликнуться на откровенное и уважительное выступление, в котором особое значение будет придано истинным стремлениям Америки - видеть Россию не слабой и подобострастной, а сильной страной, разделяющей ее демократические ценности и способной быть настоящим партнером в деле урегулирования кризисов на нашей планете, которых становится все больше.
Даже в случае успеха с обращением к российскому народу Обама не решит проблему Кремля, разрушающего свободу и демократию. Но прошедшие восемь лет научили нас, насколько важно выиграть битву за умы и сердца людей. Мы уже приступили к перестройке наших взаимоотношений с российским государством. Мы должны сейчас предпринять мощные усилия, чтобы сделать то же самое в отношении народа России.
Пола Шрифер - директор по правозащитной деятельности из независимой неправительственной организации Freedom House, которая поддерживает распространение свободы во всем мире.
__________________________________________________________
Похвала президентской осторожности ("El Pais", Испания)
Обама думает о Грузии? ("Christian Science Monitor", США)