К тому времени, как президент Джордж У. Буш покинул офис, российско-американские отношения угрожающе ухудшились. Россия несет на себе большую часть вины, так как кошмарит оппонентов, душит свободную прессу и запугивает своих соседей. Но г-н Буш одновременно давал возможность бывшему президенту Владимиру Путину проявлять свои самые худшие импульсы и игнорирвал его периодически легитимные жалобы.
Президент Обама должен встретиться с российским президентом Дмитрием Медведевым в Москве в понедельник, и обе стороны говорят, что они жаждут “перезагрузить” отношения. Один хороший знак: в пятницу чиновники сообщили, что Россия согласилась позволить американским самолетам, везущим грузы военным силам, воюющим с Талибаном в Афганистане, пролетать над российской территорией.
Но существуют еще множество других сложных вопросов, которые нуждаются в совместных действиях двух стран.
Мы с особым нетерпением ждем, что Обама и Медведев достигнут прогресса в сокращении ядерных арсеналов двух стран -- г-н Буш презирал переговоры и договоры по контролю над вооружениями. Двадцать лет спустя после краха коммунизма, две страны - что удивительно и страшно - по-прежнем владеют более чем 20 тысячами ядерных боеголовок.
Через пять месяцев истекает договор СТАРТ-1, подписанный в 1991 году и в котором описаны базовые правила для проверки размера и местоположения ядерных арсеналов каждой страны. Мы, вместе со всем миром, с нетерпением ждем, что два лидера пообещают дальнейшие сокращения в количестве развернутых и готовых к атаке ракет.
В рамках московского соглашения 2002 года, которое было единственным договором по сокращению вооружений, подписанным г-ном Бушем, две стороны согласились снизить число размещенных ракет до 1700-2200. Говорят, что теперь они хотят снизить этот пттолок до 1500 боеголовок.
Мы считаем, что лимит в 1000 боеголовок пошлет Ирану и Северной Корее - и тем, кто до сих пор слишком терпимо относился к их дурному ядерному поведению - гораздо более четкий сигнал: что две главные ядерные державы мира гораздо меньше ценят свои ядерные вооружения.
Вместо того, чтобы ждать соглашения, две стороны должны продемонстрировать свою добрую волю прямо сейчас и сделать мир гораздо безопаснее, совместно пообещав снять свои ядерные арсеналы с состояния повышенной боевой готовности. И они должны пообещать быстро уничтожить все свои ракеты ближнего действия. США имеют 200-300 таких ракет, Россия - не менее 3000. Эти вооружения не подпадают ни под какие соглашения, и они слишком уязвимы для кражи.
Два лидера не должны позволить своим разногласиям по поводу американских планов (оставшихся от г-на Буша) по поводу строительства системы противоракетной обороны в Польше и Чехии воспрепятствовать заключению соглашения.
Мы скептически относимся к утверждениям о том, что технологии противоракетного щита готовы к работе в режиме реального времени. Мы также уверены, что система, про которую г-н Обама говорит, что она призвана остановить иранские ракеты, не представляет никакой угрозы российской безопасности. Очевидно, что нужно провести разумный диалог.
Поддержка России сыграла решающую роль в объявлении санкции Совета безопасности ООН против Северной Кореи, но она гораздо менее сговорчива по поводу Ирана. У Москвы есть тесные экономические связи с Тегераном, но г-н Обама должен сделать все возможное, чтобы убедить г-на Медведева, что тот играет с огнем.
Наибольшим вызовом для г-на Обамы представляется необходимость найти баланс между тем, чтобы заручиться поддержкой России по международным вопросам, но так, чтобы ни у кого не возникло сомнений, что США поддерживают антидемократическое поведение Москвы внутри страны или ее продолжающиеся угрозы против соседей, особенно Грузии. Г-ну Бушу это так и не удалось. Г-н Обама должен добиться успеха.
_______________________________________________________
Не дразните русского медведя ("Japan Times", Япония)
Обама о России, Путине и Медведеве ("Los Angeles Times", США)
ИноВидео: У России и США есть основа для сотрудничества ("РИА Новости", Россия)
После ранней оттепели всплыли знакомые камни преткновения ("The Financial Times", Великобритания)