Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Неназванная война

Неназванная война picture
Неназванная война picture
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Гибель трех немецких военнослужащих в считающейся спокойной афганской провинции Кундуз вновь обострила дискуссию о целях и задачах Бундесвера в этой стране.

Гибель трех немецких военнослужащих в считающейся спокойной афганской провинции Кундуз вновь обострила дискуссию о целях и задачах Бундесвера в этой стране.

Еще трое немецких солдат погибли во время исполнения своих служебных обязанностей в Афганистане. 23 июня недалеко от лагеря Бундесвера в засаду попал смешанный немецко-афганский патруль. В ходе завязавшегося боя бронетранспортер 'Фукс', пытаясь выйти из-под обстрела задним ходом, упал в ров, наполненный водой, и перевернулся. Из-за сильного обстрела другие военнослужащие не смогли вовремя прийти на помощь. Три солдата утонули, еще пять получили травмы. Погибшие военнослужащие только прибыли в Афганистан в составе пополнения. Таким образом, трагическое число немецких военных потерь в Афганистане выросло до 35.

Если судить по этой цифре и слышать о практически ежедневных боестолкновениях солдат Бундесвера с талибами, то вполне можно употреблять слово 'война'. Именно так и делают многие немецкие журналисты, комментируя пребывание немецких военнослужащих в Афганистане. Однако официальный Берлин тщательно избегает подобного сравнения. По утверждению министра обороны Франца Йозефа Юнга (Franz Josef Jung), речь нужно вести о 'стратегии комплексной безопасности'. Схематично эта стратегия выглядит так: военная поддержка местных властей плюс восстановление гражданской инфраструктуры. При этом политики не устают успокаивать немецкое общество, что солдаты Бундесвера находятся в районе Мазари-Шарифа чуть ли не в абсолютной безопасности. А вот на неспокойном юге Афганистана, в зоне ответственности американцев и британцев, действительно проблематично: стычки с талибами идут там постоянно.

Конечно, Берлин боится слова 'война' не потому, что отношение к этому конфликту в немецком обществе тут же изменится: на пацифистских настроениях в Германии уже не один политик выигрывал выборы. Дело здесь и в законодательстве. Так, статья 26-я Основного закона страны называет 'действия, способные нарушить мирную жизнь народов', антиконституционными. А 'состояние обороны' в Германии может быть объявлено только в случае нападения на ее территорию. Так что с формальной точки зрения о войне говорить нельзя, лишь о вооруженном конфликте.

Как бы то ни было, решающего поворота в укреплении безопасности в Афганистане так и не достигнуто. Безусловно, в самом Берлине это многим ясно. Партия 'Левые' уже не раз в категорической форме требовала немедленного вывода немецких военнослужащих из этой страны. Сомнения в целесообразности данной миссии все громче стали звучать и среди социал-демократов. Один из лидеров левого крыла партии Оттмар Шрайнер (Ottmar Schreiner) заявил, что, по его мнению, эта миссия становится все более бесперспективной, и ее необходимо срочно пересмотреть. 'Зеленые' также предлагают пересмотреть приоритеты задач миссии ISAF. Речь идет, в частности, о необходимости распространения относительно успешного опыта немецкой стороны по гражданскому восстановлению северных провинций на весь Афганистан. Правда, как это сделать без выделения дополнительных средств на мирные инициативы, которые вроде бы должны постепенно полностью заменить военные акции ISAF, не совсем ясно.

Официальная позиция Берлина остается неизменной: несмотря на жертвы, мандат Бундесвера следует продолжать. Об этом в очередной раз четко заявил Франц-Йозеф Юнг. По мнению христианского демократа, деятельность миротворцев, которая сочетает в себе меры по борьбе с терроризмом и помощь в восстановлении страны, уже приносит определенные плоды. На стороне Юнга в этом вопросе и глава внешнеполитического ведомства социал-демократ Штайнмайер (Steinmeier).

Но все же федеральные политики, похоже, всячески стараются избегать данной, не особенно выигрышной темы. Это во многом объяснимо, ведь через три месяца выборы в Бундестаг, и неудобные темы обществу преподносятся неохотно. Между тем без особой шумихи 17 июня Бундестаг выдал еще один мандат на участие Бундесвера в Афганистане, на этот раз для полетов AWACS (авиационных комплексов радиообнаружения и наведения). Это решение означает, что в Афганистан могут быть отправлены дополнительно до 300 немецких военнослужащих.

Обсудить публикацию на форуме

___________________

На повестке дня - отношения с Германией ("The New York Times", США)

Афганистан: Российские генералы предупреждают Германию ("Junge Freiheit", Германия)