'Крестовый поход сербской дипломатии', - так в пятницу газета 'Жечпосполита' озаглавила интервью Вука Еремича, главы МИДа Сербии. Дипломат говорит, что признание независимости Косово со стороны 60 стран, в том числе Польши, было неудачным решением. И напоминает, что Сербия подала жалобу в Международный суд ООН в Гааге на решение Приштины, принятое ею в одностороннем порядке.
'Я уверен, - говорит Еремич, - что решение суда будет положительным для Сербии, то есть он признает действия Косово нелегальными. Если бы такое постановление суда было принято раньше, страны которые признали Косово, никогда бы этого не сделали. (...) Наши юристы тщательно проанализировали случай Косово. Кроме того многие страны со всех континентов мира прислали в Гаагу заявления в поддержку Сербии. Все они уверены, - объясняет сербский дипломат, - что суверенитет и территориальная целостность страны, которую признает весь мир, в XXI веке не могут быть нарушены. Если мы разрешим подобное, то откроется лазейка для других сепаратистских движений в мире'.
Глава сербского МИДа выражает удовлетворение тем, что начавшая 1 июля свое председательство в ЕС Швеция, уже выступила в поддержку интеграции Балкан. Соответствующее заявление сделал глава шведского МИДа Карл Бильдт. И по мнению Еремича немного людей во всем мире, знают Балканы так хорошо, как этот шведский дипломат, бывший представитель ЕС на Балканах. Также сербский дипломат выразил надежду, что все обещания будут выполнены во время шведского председательства во второй половине 2009 года. Говоря о России Вук Еремич назвал эту страну самым большим экономическим партнеров и близким другом Сербии. 'Она, - продолжает глава сербского МИДа, - всегда стояла на нашей стороне, а в ситуации с Косово ее поддержка была огромной. Мы ей очень благодарны. Но подчеркну, что все же наша стратегическая цель - членство в Европейском cоюзе'.
Поставки российского газа в Польшу - эта тема, стала главной в интервью Мацея Возьняка, советника по вопросам энергетической безопасности премьера Дональда Туска. Как говорит Возьняк все указывает на то, что переговоры по вопросу нового польско-российского договора относительно поставок газа в период с 2010 года, могут быть завершены еще эти летом. 'Эти переговоры, - рассказывает он, - на самом деле проходят в конструктивной атмосфере, мы относимся друг другу как к партнерам. Я думаю, что произошло одновременное изменение в отношении обеих сторон друг к другу. Большинство опасений, которые выражались ранее, о возможных завышенных требованиях российской стороны, не подтвердились. Может это звучит неожиданно, но так оно и есть. Просто и мы и русские подходим к этому прагматически. Мы, - продолжает Возьняк, - говорили, говорим и будем говорить, что рады поставкам российского газа. Никто никогда в Польше не говорил, что хочет отказаться от поставок российского сырья. Мы всегда говорили, что в течение многих лет оно будет частью нашего импорта. Но мы также подчеркивали, что это не хорошо, что мы импортируем газ только из России. Мы хотим уменьшить зависимость от поставок только с одного направления, но мы несомненно от них не откажемся. Это логический и безопасный подход. Идеальным решением было бы, если бы 30 процентов поставок мы получали из другого направления, плюс 30 процентов собственной добычи и, например, 40 процентов газа из России. Многие страны ЕС так диверсифицировали свои поставки, например, Германия', - разъясняет в интервью газете 'Жечпосполита' Мацей Возьняк.
'Европейская Люблинская уния', - так озаглавлен комментарий Павла Вронского в 'Газете выборчей' посвященный прошедшему недавно в городе Люблине заседанию Парламентского собрания Литвы, Польши и Украины, а также 440-летней годовщине Люблинской унии объединивший эти народы. 'Прогресс, - пишет публицист, - который наметился в Люблине, заключается в том, что годовщину Люблинской унии три народа праздновали вместе. Еще десять лет назад между польскими и литовскими историками шла острая дискуссия о том, спасала ли уния национальное самосознание литовцев, или наоборот уничтожала сущность этого народа. Еще более десяти лет назад, - напоминает Вроньский, - на Украине согласно царской и советской историографии актом независимости считалась Переяславская рада, которая привела к вхождению Украины в состав России. Празднования подтверждают тот факт, что Люблинская уния понемногу становится общим наследием. Актом, который сделал Речь Посполитую самой большой страной Европы, а также местом, где кристаллизовалась культура литовцев, украинцев, белорусов, евреев. Скандинавские страны хранят память о Кальмарской унии, как основе сегодняшнего сотрудничества Дании, Швеции, Норвегии и Финляндии. Люблинская уния это такой же шанс для нас и всех стран, которые некогда были частью Речи Посполитой обоих народов', - подытоживает в своем комментарии 'Газете выборчей' Павел Вронский.
___________________
Новая Восточная Европа ("Delfi", Литва)
От Люблинской унии до Европейского cоюза ("Польское радио для заграницы", Польша)