Человек чем-то похож на поезд. Он точно так же обречен вечно тащить за собой из прошлого цепь темных, страшных, неизвестно от кого доставшихся в наследство вагонов. А бессмысленный грохот этой случайной сцепки надежд, мнений и страхов он называет своей жизнью. И нет никакого способа избегнуть этой судьбы. Гениально, не правда ли? Эти слова из романа 'Чапаев и Пустота' невольно приходят на ум в ожидании первого визита молодого и полного надежд президента Соединенных Штатов в столицу Российской Федерации.
Приведу мнение человека, влияние которого на формирование внешнеполитических трендов в среде правящей партии Соединенных Штатов трудно переоценить. Напутствуя молодого президента, старый лев атлантистской геополитики Збигнев Бжезинский, абсолютно четко поставил цели, которые должен достичь Обама в Москве. 'Во-первых, Обама должен продвинуть американо-российское сотрудничество в областях, где интересы совпадают; во-вторых, подчеркнуть взаимную выгоду урегулирования разногласий в рамках правил игры, признанных на международном уровне; в-третьих, помочь сформировать контекст, в котором Россия осознает, что в ее интересах стать подлинным партнером евро-атлантического сообщества'.
Попробуем немного поразмышлять на темы, предложенные Бжезинским. На первый взгляд областей, где американские и российские интересы совпадают более чем достаточно. Однако, если не рассматривать глобальные вопросы типа всемирного потепления и вымирания голубых китов, и посмотреть на географическую карту, мы получим только одну страну, вокруг которой интересы могут совпасть. По горькой иронии судьбы это Афганистан, та самая страна, из которой США вышибли СССР, обозначив тем самым победу в холодной войне. Действительно, даже самому безумному 'российскому патриоту' не придет в голову желать поражения американцев в их войне против талибов. В Москве прекрасно понимают, что в случае победы, 'студенты' не остановятся, а вероятность осуществления клятвы имамов, поклявшихся на развалинах гератской мечети не успокоиться до тех пор, пока они не воздвигнут зеленое знамя ислама на руинах московского Кремля, возрастет многократно. Далеко неслучайно, несмотря на всю антиамериканскую риторику, Москва без каких-либо предварительных условий и открыла свою воздушное пространство для самолетов НАТО, и дала добро карманному киргизскому режиму на использование базы 'Манас', вокруг которой было сломано столько копий.
Гораздо более сложная задача - найти взаимную выгоду урегулирования разногласий в рамках правил игры. Начнем с того, что рамок и правил давно не существует. Справедливости ради следует отметить, что эти рамки были нарушены именно предыдущей администрацией США. Ключевой момент - Косово. То, что признание Косово было огромной геополитической ошибкой, сегодня понимают практически все, хотя и не признают. Все разговоры об уникальности случая в данном случае напоминают разговоры в пользу нищих. Именно этот шаг развязал руки самой агрессивной части российского истеблишмента, которые не нашли ничего лучшего, как ответить ассиметрично - 'признав', а фактически оккупировав два региона Грузии. Вспоминается известная поговорка - назло соседу глаз себе выколю. Впрочем, сейчас речь совсем не об этом. Абсолютно очевидно, что уступка по вопросу о Грузии будет означать полную потерю лица как для Обамы, так и для Медведева. Налицо патовая ситуация, при которой стороны могут негласно договориться сохранять статус-кво, при декларативном неприятии позиций друг друга. Если этой договоренности не будет, новый конфликт на Кавказе практически неизбежен. Это понимают в Вашингтоне, и еще лучше понимают в Москве. О понимании Кремлем серьезности ситуации свидетельствует география маневров 'Кавказ 2009'. Данные маневры четко очертили театр военных действий возможной войны - Грузия, Чечня, Ингушетия и Дагестан. Данный вариант не устраивает Барака Обаму по той простой причине, что такой сценарий развития событий поставил бы крест на всех прекраснодушных инициативах президента-энтузиаста. Но, как вы сами понимаете, Обама в данном случае теряет только политический имидж. К каким последствиям может иметь подобный сценарий для Российской Федерации спрогнозировать крайне сложно. Конечно, можно предположить, что Россия полностью восстановив свои позиции на Южном Кавказе, в тесном союзе с Ираном начнет строить новую мощную евразийскую империю. Вероятно и то, что данная империя с помощью такого мощного оружия, как российский газ, поставит на колени безвольную и продажную Европу, а затем подомнет под себя увязший в американских долгах Китай. По сути, в этом случае мы будем иметь дело с новым изданием сталинской империи, и даже с ее улучшенным вариантом, когда влияние Москвы будет простираться от Лиссабона до Тихого океана. Какова вероятность подобного развития событий, решайте сами.
Вопрос даже не в том, хватит ли у Кремля ресурсов для осуществления этих планов. Гораздо более важно понять, какова альтернатива, что может заставить или побудить нынешнее руководство России изменить вектор политики, который с фатальной неизбежностью обуславливает попытку осуществления приведенного выше сценария. Альтернатива дана в третьей части обращения Збигнева Бжезинского к своему однопартийцу. Обаме необходимо помочь сформировать контекст, при котором руководство России осознает, что евро-атлантическое партнерство единственный достойный выбор великой страны. Это, пожалуй, самая сложная задача президента с амбициями всемирного миротворца. Этого пока не удалось ни одному из президентов Соединенных Штатов, хотя позиции Буша-старшего и Клинтона были куда более комфортными, нежели у Обамы. Даже Бушу-младшему и его неоконсерваторам было гораздо проще, вот черное и белое, вот добро и зло, конечно, по их классификации. Добро надо поддерживать, со злом бороться. Правда, даже Буш периодически заглядывал в глаза и видел душу. Но думаю, ему стоит простить эту человеческую слабость. Гораздо сложнее будет Обаме, ведь пока что превратить Савла в Павла удалось только Создателю. Впрочем, это еще не повод для того, чтобы опускать руки.
И еще одна деталь, Барак Обама будет пытаться наладить отношения со страной, которая реально контролируется не тем человеком, с которым президент США сядет за стол переговоров. Реальный хозяин страны, формально третье лицо в государстве, несмотря на весь свои чекистко-плутократический бэкграунд, старательно играет роль 'русского патриота', что в понимании обывателя тождественно презрению и ненависти всем тем ценностям, которые представляет любой президент США. Логика развития событий политическую элиту России вновь обратиться к великодержавным лозунгам, господствующей государственной эстетикой ложнославянского стиля.
Прошлогодняя война с Грузией была своеобразным 'крещением кровью' президента Медведева, на словах не скрывающего своих либеральных пристрастий. Понимаю, что при таких входных условиях трудно сохранить оптимизм в ожидании визита Обамы в Москву. Но все-таки будем оптимистами, ведь чудеса случаются.
___________________
Обама сигнализирует о поддержке Медведеву ("The Financial Times", Великобритания)
Пойдет ли Обама на уступки по ПРО в обмен на сокращение российских арсеналов? ("Christian Science Monitor", США)