МОСКВА. Когда Барак Обама и Дмитрий Медведев в понедельник встретятся за закрытыми дверями, среди тех, кто будет сидеть как на иголках, окажется телевизионный комментатор Михаил Леонтьев, который всю свою карьеру построил на беспощадной ругани Запада.
Во время своей короткой передачи в прайм-тайм на государственном "Первом канале" Леонтьев, в равной мере напоминающий Раша Лимбо (Rush Limbaugh - американский радиоведущий и консервативный политический комментатор - прим. перев.) и Оливера Стоуна (Oliver Stone - знаменитый американский кинорежиссер, автор нестандартных и скандальных работ - прим. перев.), издевается над Соединенными Штатами, называя эту страну "великой державой со сломанным хребтом", где "вооруженные психопаты регулярно расстреливают людей в учебных заведениях", а также государством-паразитом, "которое должно всему миру 53 триллиона долларов".
Однако сейчас возникло чувство неопределенности по поводу будущего российско-американских отношений. Действуя синхронно с Кремлем, российские средства массовой информации отражают это состояние напряженного ожидания, приглушая свою критику в адрес Вашингтона, и особенно президента Обамы. Для Леонтьева это не лучшая новость.
Как только Обама этой весной начал пробные шаги в попытке нормализации отношений с Россией, Леонтьев заявил в своем интервью: "Воля элиты превратилась в кашу. У нас возникло такое огромное желание, чтобы все в мире нас полюбили и расслабились. В данный момент мозги начинают разжижаться".
Опросы общественного мнения показывают, что мнение россиян о Соединенных Штатах, которое давно уже ухудшалось, сегодня стало немного лучше. И причиной тому не только уход Джорджа Буша, которого здесь не любили. Это выражение надежды или любопытства по поводу того, что может предложить Обама. Это не значит, что обида и недовольство исчезли. Антиамериканизм стал важнейшим фактором российской политики. Это популистский боевой клич, а также, как любят говорить россияне, доказательство того, что Россия поднялась с колен.
Похоже, от саммита зависит очень многое - в том числе и то, вернутся или нет российские творцы общественного мнения к прошлогодней пронзительной риторике.
"Я бы сказал, что возникла пауза, - говорит известный ведущий ток-шоу Владимир Соловьев, - многие люди не хотят дудеть в эту большую дуду. Я думаю, что люди, подобные Леонтьеву, которые превратили это в свою профессию - антиамериканизм это своего рода профессия для них - я думаю, они просто выжидают".
"Для нас крайне трудно развернуться на 180 градусов, потому что последнюю пару лет мы очень жестко отзывались об американской политике, особенно когда речь шла о Грузии, Ираке, Иране, - заявляет Соловьев, - это типа того - "ладно, поживем - увидим"".
За прошедшие 20 лет Россия превратилась из одной из самых проамериканских стран в мире в государство, которое с огромной подозрительностью относится к намерениям США.
В основе такой динамики лежит разочарование и крушение иллюзий. Когда распался Советский Союз, россияне возложили все свои надежды на Запад. В 1991 году 80 процентов россиян положительно отзывались о Соединенных Штатах, и лишь 6 процентов отрицательно. Это статистика исследовательского агентства по изучению общественного мнения "Левада-центр". Не прошло и десяти лет, и эти теплые чувства исчезли.
Россияне обвиняют Америку в поддержке экономических реформ ельцинской эпохи и в том хаосе, к которому они привели. Они были возмущены войнами в Югославии и Ираке при поддержке США, расширением НАТО в восточном направлении, а недавно - нападением Грузии на Южную Осетию. Бывший президент и нынешний премьер-министр Владимир Путин превратил это возмущение в доктрину, заявив в 2007 году, что России противостоит враг, сравнимый с Третьим Рейхом, который так же презирает человеческую жизнь и так же "претендует на исключительность и диктат во всем мире".
Согласно данным "Левада-центра", к маю этого года положительно о США отзывалось 36 процентов россиян, а отрицательно - 50 процентов.
Телевидение, являющееся главным источником информации для 80 процентов жителей страны, по данным центра, лишь усиливает такую тенденцию. Программа Леонтьева "Однако" - это 4 минуты обличений и брани, и показывают ее после вечерних новостей. Поскольку это очень ценное и дорогое время, говорит он, руководство телеканала показывает его передачу лишь тогда, когда считает, что это подстегнет рейтинги. Похоже, что в основном такое происходит в моменты конфронтации с Западом. В августе прошлого года, после непродолжительной войны с Грузией, "Однако" показали 13 раз. Весной этого года, по данным вебсайта "Однако", программа выходила в эфир три-четыре раза в месяц.
Владимир Познер, который ведет на "Первом канале" политическое ток-шоу, сравнивает Леонтьева с "агитаторами" советской эпохи, которых направляли в колхозы и на фабрики разъяснять людям политику партии.
"Он инструмент, который используют для поддержки и усиления антизападных настроений в стране, и именно это он и делает", - говорит Познер.
Каждое шоу, по словам Леонтьева, замышляется таким образом, чтобы найти ответ на вопрос "кто же негодяй?", или кто должен стать объектом возмущения россиян. И довольно часто ответ один и тот же - Вашингтон.
Леонтьев говорил, что не только президента Грузии Михаила Саакашвили, но и всех его политических оппонентов отбирали "на кастинге в Вашингтоне". Он заявлял, что ориентированные на Запад политические революции в ряде постсоветских стран "имеют внешнего заказчика, и заказчик этот может находиться только в Вашингтоне".
Он называет Международный валютный фонд "образцом американского диктата", а Европу "сборищем американских сателлитов". Он пренебрежительно отзывается о способности Обамы "перезагрузить" американскую политику в отношении России, заявляя, что реальная власть в США находится в другом месте, а "товарищ Обама это просто витрина, которую можно поменять или перевернуть в обратную сторону".
Леонтьев говорит, что глубоко улавливает настроения россиян. Для элиты, заявляет он, "антиамериканизм так же естественен, как ношение штанов". Для простых людей это естественное внутреннее чувство.
"Моя задача на телевидении состоит в том, чтобы в виде определенной формулы озвучивать реально существующее общественное самосознание, - говорит Леонтьев, - так люди слышат, что они хотят услышать. Так они могут сказать: "Да, именно это я и думал"".
В последние несколько месяцев комментаторы попали в некий период ожидания, поскольку они наблюдают и ждут конкретных изменений в американской политике по отношению к России, говорит Алексей Пушков, ведущий аналитической программы "Постскриптум". По словам Пушкова, он как минимум три месяца старательно избегает темы про Обаму, и единственное исключение было, когда он отметил, что американский президент перед камерой убил муху. Смягчение тона продолжится, если так называемая "перезагрузка" в американо-российских отношениях увенчается успехом, считает Пушков.
Когда его спросили про Леонтьева, он засмеялся.
"Он найдет другого врага, - заявил Пушков, - Он как высокомобильная разделяющаяся боеголовка индивидуального наведения. Он найдет, о чем говорить".
Вместе с тем, отмечает Пушков, если Обама продолжит ту региональную политику, которую он унаследовал от Буша, то такой период ожидания продлится недолго.
"Если так случится, я думаю, что где-то к осени российские средства массовой информации могут вернуться к старому скептицизму", - говорит он.
Однако сам Леонтьев по мере приближения саммита проявляет беспокойство. Он стойкий сторонник Путина, но в Медведеве Леонтьев не столь уверен, и называет его "медвежонком". По его словам, сама идея общности интересов между Россией и Америкой неестественна - как если бы футбольная команда била мячом по своим воротам.
"Я думаю, Медведеву не позволят идти на слишком большие уступки, - говорит он, - что я не люблю, так это его открытое стремление понравиться. Если такое стремление не сдержать, то это будет плохо для переговоров. Конечно, Медведеву хотелось бы добиться прорыва, но мы и так уже уступили то, что должны были уступить".
"Все, что нам осталось, это снять свою шкуру, - добавляет он, - это единственное, что мы можем отдать".
___________________________________________________________
Пойдет ли Обама на уступки по ПРО в обмен на сокращение российских арсеналов? ("Christian Science Monitor", США)
Визит Обамы в Россию вызывает надежду на обновленное партнерство ("Christian Science Monitor", США)