Нынешний год для Восточной и Центральной Европы - знаменательный: два десятилетия назад рухнула Берлинская стена, десяток лет назад началось так называемое расширение НАТО на Восток, пять лет назад первые страны региона вступили в ЕС. События яркие. Возможно, настроение было бы и вовсе приподнятым, не будь кризиса? Правда, журналист канадской газеты The Globe And Mail пишет, что, скажем, в Праге, турист вряд ли заметит явные признаки рецессии. Однако это в выходные дни, а вот в середине недели внешняя картина не столь радужная...
В середине мая Европейская комиссия обнародовала прогноз развития экономики Европы на ближайшие годы. Наиболее мрачные перспективы - у Ирландии, а из 'новоевропейцев' у - Латвии. Разумеется, к любым прогнозам следует относиться достаточно сдержанно, однако сокращение ВВП в большинстве стран Европы оптимизма не вселяет.
Нынешняя ситуация высветила новые реалии на европейском пространстве, более сложного порядка. Возьмем опять же практический пример. Правительство Польши категорически опровергает то, что ВВП страны может потерять 1,9 процента, заявляя, что уже в следующем году экономика пойдет в гору. В Чехии считают: сокращение ВВП в этом году составит всего 2,7 проц, а в 2010-м начнется подъем. А вот экономика таких стран, как Венгрия, Румыния и Украина - в провале, здесь требуется помощь МВФ. Стало быть, уже нельзя говорить только об экономическом водоразделе (имущественной дифференциации) между Востоком и Западом - страны Восточной и Центральной Европы, в принципе, можно разделить на те, которые проводили реформы достаточно успешно и менее успешно.
Некоторые процессы, происходящие в восточноевропейских странах, смыкаются с теми, которые характерны для 'старой' Европы. Испания и Ирландия с их опытом рыночных реформ точно так же надули пузырь на рынке недвижимости, как это на востоке еврозоны сделали Венгрия и Латвия. Сегодня незавидным является положение всех упомянутых стран, однако, скорее, в силу некоторых национальных особенностей. Можно сказать, что Польша и Чехия 'догоняют Запад' быстрее, чем было принято считать. Отчасти это относится и к Балтийским странам, которые за пятнадцать лет реформ, по словам Марта Лаара, 'отца эстонских реформ', очистились от излишней деятельности и обрели гибкость.
И Восточная, и Центральная Европа постепенно подчиняются ритму глобального мира. Правда, многие полагают, что у восточных стран позиция более слабая, что их, как в феврале пророчила газета The Financial Times, кризис затронет сильнее, чем 'ветеранов' ЕС. Можно предположить, что поскольку в странах Восточной и Центральной Европы недостаточно сильно развиты общественные структуры, то экономический хаос в большей или меньшей степени перекинется на общественную жизнь и политику. Это уже происходит. Так, в Литве во время митинга выбили стекла в здании парламента, в Венгрии усиливаются крайне правые настроения: Неблагополучно и в Болгарии: директора тамошнего Центра либеральных стратегий Ивана Крастева беспокоит духовная опустошенность представителей среднего класса, которые не в состоянии выплатить взятые кредиты.
C одной стороны, восточные европейцы видят, что перед лицом кризиса европейская солидарность порой ограничивается лишь риторикой. Программный директор Фонда Маршалла по Центральной и Восточной Европе словак Павел Демеш утверждает, что люди начинают разочаровываться в либеральной демократии, свободном рынке и ЕС, видя, что, например, Франция, принимает 'национальные' решения, в то время как необходимы решения международного уровня. С другой стороны, нельзя говорить о том, что сегодняшний мир насквозь циничен - дополнительные средства для борьбы с финансовым кризисом намерены выделить МВФ, Всемирный банк, Европейский банк реконструкции и развития.
Французское издание Agora Vox отмечает, что ситуация в Восточной Европе будет шаткой вплоть до присоединения к зоне евро. Кризис всколыхнул скрытые чувства, желания и страхи, а также показал, насколько Старый Свет готов видеть в странах Восточной и Центральной Европы полноценных членов ЕС, солидаризоваться с ними.
Рисовать апокалипсические картины будущего - не лучший выход. Тем более, что новички ЕС уже успели почувствовать хозяйственную и политическую выгоду пребывания в составе сообщества. Некоторые эксперты прогнозируют, что даже в условиях рецессии впереди по своим экономическим показателям будут страны Восточной и Центральной Европы. Их преимущество по-прежнему в довольно дешевой рабочей силе, пусть даже она и недостаточно квалифицированная. И, как считает экономист ЕБРР Эрик Берглоф, несмотря на кризис, продолжится интеграция стран Восточной и Центральной Европы в Евросоюз.
___________________
Всемирный банк предостерегает об опасностях, грозящих развивающимся странам ("The Financial Times", Великобритания)
Кризис в Прибалтике ("The Times", Великобритания)