Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Обама: 'миссия в Москву'

Президенту нужно не налаживать сотрудничество с российскими лидерами, а сдерживать их

Обама: 'миссия в Москву' picture
Обама: 'миссия в Москву' picture
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Президент Барак Обама, прибывая сегодня в Москву, сталкивается с дилеммой, которую он сам же себе и создал. Призывая к 'перезагрузке' американо-российских отношений, Вашингтон волей-неволей должен выступить с какими-то новыми позитивными демаршами. Однако с Россией нужно не сотрудничать: ее следует сдерживать.

Президент Барак Обама, прибывая сегодня в Москву, сталкивается с дилеммой, которую он сам же себе и создал. Призывая к 'перезагрузке' американо-российских отношений, Вашингтон волей-неволей должен выступить с какими-то новыми позитивными демаршами. Однако с Россией нужно не сотрудничать: ее следует сдерживать.

Действия Обамы уже породили в России немалые ожидания. И официальные круги, и простые граждане воспринимают призыв к 'перезагрузке' как 'покаяние' Вашингтона, признание вины за то, что США игнорировали российские интересы. Заместитель министра иностранных дел Сергей Рыбаков [так в тексте. На самом деле - Рябков (прим. перев.)] заявил, что 'последние несколько лет' между сторонами отсутствовало взаимное доверие. Таким образом, задача США состоит в том, чтобы подтвердить свои добрые намерения 'конкретными действиями', поскольку в России Америке 'не доверяют'.

Однако согласие с российской точкой зрения по вопросам, вызывающим разногласия сторон, было бы большой ошибкой. Россия стремится, пусть и в ином виде, к возрождению СССР, где она будет диктовать свою волю и обладать гегемонией в соседних странах. Любое поощрение ее амбиций равносильно подрыву не только безопасности США, но и - в долгосрочной перспективе - безопасности самой России.

В американо-российских отношениях существует три основных зоны разногласий: расширение НАТО, развертывание американского противоракетного 'щита' в Восточной Европе и ситуация с правами человека в России. В каждом из этих случаев 'перезагружаться' следует самой Москве.

Самым насущным вопросом, пожалуй, следует признать расширение НАТО. Есть серьезные признаки того, что Москва готовится к новому вторжению в Грузию. Первая война с этой страной вызвала в России взрыв патриотических настроений, но ее стратегические цели достигнуты не были: президент Михаил Саакашвили остается у власти, а Грузия по-прежнему представляет собой коридор для снабжения Запада энергоносителями из Средней Азии и Прикаспия. Многие в руководстве России хотели бы довести дело до конца. На транслировавшейся по телевидению пресс-конференции в декабре премьер-министра Владимира Путина спросили: действительно ли он говорил президенту Франции Николя Саркози, что Саакашвили следует 'повесить за одно место' (в прессе в свое время уточнялось - 'за я. . . ца'). 'Почему же за одно?', - ответил Путин.

В таких условиях лучше всего защитить Грузию может членство в НАТО. По мнению Павла Фельгенгауэра - военного обозревателя 'Новой газеты' - решение о вторжении в Грузию было принято не в августе прошлого года, а еще в апреле: после того, как на ежегодном саммите НАТО в Бухаресте страны-участницы не смогли принять решение о присоединении Грузии и Украины к Плану действий по подготовке к вступлению в альянс.

Россия будет без устали настаивать, что Грузия, Украина и другие республики бывшего СССР входят в сферу ее 'привилегированных интересов'. По этому вопросу Обама не должен давать слабину. Если постсоветским государствам будет отказано во вступлении в НАТО по требованию Москвы, они либо превратятся в страны-сателлиты, где выборы будут подтасовываться, а внешняя политика контролироваться Кремлем, либо образуют зону нестабильности вдоль российских границ, что чревато непредсказуемыми последствиями как для самой России, так и для Запада.

Помимо расширения НАТО, Россия и США полностью расходятся в вопросе об американских планах по созданию американского противоракетного 'щита' В Чешской Республике и Польше. О том, что система ПРО не направлена против России, говорят не только американские эксперты: с этим согласны и их российские коллеги. Тем не менее, руководство России изображает размещение системы как нечто угрожающее; осуждение этих планов также стало 'гвоздем' всех антизападных передач на российском государственном телевидении.

По словам Михаила Делягина - в свое время он работал консультантом у бывшего российского премьера Михаила Касьянова - размещение ракет в Польше неприемлемо для России по причинам эмоционального и символического порядка: 'Это продемонстрировало бы, что хозяином в Восточной Европе теперь стали США'. Однако любая уступка по данной проблеме приведет по сути к разделу НАТО на две категории: страны, где военные объекты нельзя размещать без санкции Москвы, и те, где это правило не действует. Даже обещания российской стороны помочь в решении иранской проблемы (притом весьма расплывчатые) не смогут компенсировать ущерба, который нанесет альянсу подобная уступка российским претензиям.

Наконец, Россия и США конфликтуют по правам человека. Ситуация с этими правами - проблема соблюдения общечеловеческих ценностей, но она имеет и стратегические аспекты. Народ, лишенный демократических прав и постоянно подвергающийся воздействию антизападной пропаганды, легко мобилизовать против США.

Положение с правами человека в России неприемлемо по любым меркам. Сегодня в этой стране не существует честных выборов и разделения властей. Режим дает гражданам определенную степень свободы, но одновременно частью повседневной жизни в России стали пытки, применяемые полицией, издевательства над заключенными и политический контроль над судебной системой, а активисты демократического движения подвергаются угрозе избиения и даже убийства. В результате сегодня, когда не прошло еще и двух десятилетий после распада СССР, в России вновь воцарился страх.

Правящий режим также предпринимает шаги по ограничению свободы слова. Свобода печати была урезана еще при Путине - на государственном телевидении введена цензура, а на печатные СМИ оказывается давление через их владельцев в пользу "самоцензуры". Мирные демонстрации также разгоняются силой. Наконец, несколько недель тому назад на рассмотрение Госдумы поступил законопроект, объявляющий правонарушением отрицание роли СССР во Второй мировой войне и преступлений гитлеровских приспешников (но не Сталина и его окружения). Наказание - как для российских, так и для иностранных граждан - предусматривает тюремное заключение сроком от трех о пяти лет.

В преддверии визита Обамы российские эксперты и так называемые 'реалисты' в США призывали стороны заключить 'всеобъемлющую сделку', в рамках которой США должны удовлетворить требования России относительно постсоветского пространства в обмен на помощь Москвы по Ирану, Северной Корее и Афганистану. В случае с Ираном Россия, неоднократно срывавшая принятие ООН жестких резолюций по ядерной программе этой страны, предлагает помощь в решении проблемы, созданной ее же руками.

К сожалению, подобная сделка - единственный вариант 'перезагрузки' к которому российская сторона проявляет хоть какой-то интерес - устранит моральные критерии в американо-российских отношениях, и лишит США возможности положить предел будущим требованиям России. В такой ситуации аппетиты Москвы, скорее всего, будут только расти.

При всем желании Обамы улучшить американо-российские отношения, проблемы, возникшие в этой сфере, связаны не с нашими действиями, а с представлениями российской стороны о своих прерогативах, согласиться с которыми мы не можем. Поэтому, вместо 'перезагрузки' отношений, нам, возможно, следует сосредоточиться в первую очередь на противодействии притязаниям Москвы, пока порождающий их менталитет не изменится.

Дэвид Сэттер - старший научный сотрудник Хадсоновского института (Hudson Institute) и внештатный научный сотрудник Школы фундаментальных международных исследований при Университете им. Джонса Гопкинса (Johns Hopkins University). В настоящее время он работает над книгой об отношении России к советскому прошлому.

__________________________________________________________

Скепсис и расизм в отношении Обамы ("Financial Times Deutschland", Германия)

Барак Обама неправильно понимает расклад сил в Кремле ("The Times", Великобритания)

Обсудить публикацию на форуме