Американский вице-президент Джо Байден и госсекретарь Хиллари Клинтон хотят нажать кнопку 'перезагрузки' в отношениях США и России, после периода напряженности между этими странами во время последних лет президентства Буша. Увы, скорее всего поездка Барака Обамы в Москву докажет лишь, насколько это трудно, особенно, когда авторитарный режим в Кремле жаждет 'паритета' с США, подобного тому, который был в советскую эпоху.
Даже в лучшие времена отношения между Вашингтоном и бывшей сверхдержавой не были простыми. Теперь они еще больше усложнились из-за того, что структура верховной власти в России разделилась. Формально коллегой Барака Обамы является президент Медведев. Но никто не сомневается, что реальная власть все еще в руках бывшего президента, а теперь премьер - министра Владимира Путина.
А эпоха Путина подтвердила неменяющуюся связь между внутренней и внешней политикой в России. Чем более жесткую линию режим проводит внутри страны, тем более самоуверенную и непреклонную позицию занимает за ее пределами, все сильнее убеждая свой народ в том, что России что-то угрожает с Запада. Отсюда - антиамериканизм, окрашивающий кремлевское видение мира.
Г-н Путин никогда не скрывал своего убеждения, что США способствовали развалу и унижению России во время хаоса, который случился после падения коммунизма. Бывший президент даже как-то заявил, что распад Советского союза явился самой великой геополитической трагедией 20-го века. Это не совпадение, что русские гораздо более скептично относятся, чем в Европе или где-либо еще, к тому, что Обама олицетворяет собой настоящие перемены в Вашингтоне. Посланник может быть и другой, тем не менее считается, что американцы прежде всего преследуют свои интересы, тогда как русские свои только защищают.
С этой точки зрения перспективы существенной 'перезагрузки' в отношениях США-Россия - очень скромные. Самое главное российский лидер захочет раскусить своего молодого и неопытного американского коллегу, также как это сделал Никита Хрущев в 1961 по отношению к Джону Кеннеди. Г-н Обама не повторит ошибки Кеннеди - казаться слишком мягким.
Из четырех пунктов повестки добиться прогресса, вероятно, удастся только по двум, по которым национальные интересы обоих государств действительно совпадают. Победа Талибана в Афганистане увеличит вероятность нестабильности в исламских областях России, а это вряд ли обрадует Кремль. То, что в пятницу было объявлено, что русские разрешат использовать свое воздушное пространство американцам для переброски войск и вооружения в Афганистан, является знаком того, что в этой войне обе страны будут сотрудничать.
Должно быть, они смогут договориться, по крайней мере, в общих чертах и о сокращении ядерных вооружений, как раз в той сфере, где у русских долго сохранялся приблизительный паритет с Соединенными Штатами. Но Кремль связывает эту договоренность с отказом американцев от своих планов на размещение ПРО в восточной Европе. Г-н Обама с меньшим восторгом относится к этому проекту, чем его предшественник на посту президента США, но и он не откажется от него.
По двум наиболее спорным вопросам шансы на успех призрачны. Россия, несмотря на свое беспокойство по поводу ядерного вооружения Ирана, не активизирует свое давление на Тегеран сейчас, ни в коей мере, потому что напряжение вокруг Ирана увеличивает стоимость нефти и газа, двух основных экспортных продуктов России.
И, наконец, самый тернистый вопрос - расширение НАТО. Своим приоритетом режим Путина-Медведева сделал фактическое восстановление российской гегемонии над бывшими республиками Советского Союза. Отсюда и постоянное давление Кремля на Украину, и его военные действия в прошлом году против Грузии. Россия хочет получить, если не выраженное прямо, то хотя бы абсолютно твердое признание, что ни одна эта страна не присоединится к НАТО. США отказываются сделать это. В результате, Грузия остается постоянной горячей точкой, которая может разрушить одним махом все усилия по 'перезагрузке' в отношениях между Вашингтоном и Москвой.
___________________________________________________________
Обама: 'миссия в Москву' ("The Wall Street Journal", США)
Обама должен воспользоваться возможностью 'перезагрузить' отношения с Россией. ("The Independent", Великобритания)