В конце мая Институт 'Восток-Запад' (The East-West Institute) опубликовал исследование, подготовленное американскими и российскими 'экспертами', и посвященное иранской ракетной угрозе. Авторы пришли к выводу, что эта угроза 'не носит непосредственного характера, и в любом случае система, которую предлагают сегодня, не позволит эффективно от нее защититься'. На следующий день, по словам министра обороны Роберта Гейтса (Robert Gates) Иран провел испытание многоступенчатой, твердотопливной ракеты с радиусом действия в 1200-1500 миль (т.е. значительная часть Европы оказывается в пределах ее досягаемости).
Переизбрание на новый срок иранского президента Махмуда Ахмадинежада, не раз заявлявшего о необходимости создания ядерного оружия и баллистических ракет, лишний раз подчеркивает важность американских планов по развертыванию РЛС и противоракетных батарей в Восточной Европе. Критики этого плана часто озвучивают те же аргументы, что неоднократно приводились российскими дипломатами и военными в ходе российско-американских консультаций в 2007-2008 гг., в том числе и на двух встречах на уровне министров иностранных дел и глав оборонных ведомств.
Суть этой позиции такова: в краткосрочной перспективе угрозы появления у Ирана баллистических ракет дальнего радиуса действия не существует. Кроме того, предлагаемая Вашингтоном система ПРО в любом случае не защитит от этой угрозы, однако ее развертывание в Европе создает опасность для российских ядерных сил сдерживания.
Эти набившие оскомину аргументы никак не назовешь убедительными.
Генерал-лейтенант Патрик О'Рейли (Patrick O'Reilly), глава Управления противоракетной обороны (Missile Defense Agency), недавно привлек внимание к успехам, достигнутым иранцами в создании многоступенчатых ракет, и переходе с жидкого на твердое топливо. Многие критики американских планов в Европе также признают эти достижения. Авторы обнародованного в апреле доклада Национального авиакосмического разведцентра (National Air and Space Intelligence Center) отмечают: 'при соответствующей помощи из-за рубежа Иран сможет создать и испытать МБР, способную достигать территории США, к 2015 г.'.
О том, что Иран предпринимает серьезные попытки заручиться такой помощью, свидетельствуют показания нью-йоркского окружного прокурора Роберта Моргентау (Robert Morgenthau) сенатскому Комитету по международным отношениям в мае этого года. Прокурор изложил обвинения, предъявленные в апреле одному китайскому бизнесмену, заключавшему сделки с представителями иранского оборонного ведомства. Сделка предусматривала поставку:
-- 15000 килограммов специального алюминиевого сплава, используемого почти исключительно для изготовления ракет дальнего радиуса действия.
-- 1700 килограммов графитовых цилиндров, применяемых в работе запрещенных к экспорту в эту страну станков электроискровой обработки.
-- Более 30000 медно-вольфрамового листа.
-- 200 пустотелых цилиндров из медно-вольфрамового сплава.
-- 19000 килограммов вольфрамового порошка.
-- 24500 килограммов стержней из мартенситно-стареющей стали (особо прочного сплава).
-- 450 метрических тонн электродов для дуговых печей.
-- 1400 метрических тонн высокоуглеродистого ферромарганцевого сплава.
К тому моменту, когда было составлено это обвинительное заключение, иранцы также вели переговоры о закупке гироскопов и акселерометров - важнейших приборов для баллистических ракет.
А теперь другой вопрос: способны ли объекты ПРО в Европе обеспечить защиту от иранских ракет? Критики этой программы зачастую используют неверные аналитические методики для оценки ее эффективности. РЛС, которую правительство США планирует разместить в Чешской Республике, уже более восьми лет используется для слежения за ходом полетных испытаний в южной части Тихого океана. Критики существенно недооценивают ее характеристики даже в нынешнем виде - без учета планируемой модернизации. Кроме того, они не понимают основных возможностей данного радара, а также другой РЛС передового базирования в плане выявления, сопровождения и распознавания целей. Речь идет о многоуровневом интегрированном подходе к распознаванию целей, а не опоре лишь на одно звено в цепочке.
Планируемые к развертыванию в Европе шахтные ракеты-перехватчики обеспечат максимально оперативную и экономичную по затратам систему защиты от ракет дальнего действия, которыми Иран должен обзавестись к 2015 г. В ходе неоднократных полетных испытаний программа ПРО продемонстрировала свою техническую состоятельность: с 2001 г. были успешно осуществлены 37 из 46 перехватов целей в реальных условиях с применением мобильных грунтовых, шахтных и морских комплексов. При таких результатах нет оснований полагать, что европейские объекты ПРО не сработают, как положено.
Причины, по которым Россию беспокоит эта программа, всегда было трудно понять. Каким образом 10 перехватчиков с боевой частью ударного действия, не оснащенной даже обычной взрывчаткой (не говоря уже о ядерных боеголовках, которыми снабжены российские противоракеты, развернутые вокруг Москвы) могут угрожать ее ядреному арсеналу? Эта система способна справиться с несколькими МБР, которые могут появиться у Ирана, но простые законы гравитации и физики говорят о том, что эти ракеты не смогут перехватывать российские стратегические ракеты.
Гейтс недавно высказал предположение, что в Москве происходит переоценка потенциальных угроз, и к опасности, исходящей от иранской программы, там начинают относиться серьезнее. Подобное развитие событий можно только приветствовать. Недавние ракетные испытания в Иране говорят о том, что соответствующие работы ведутся динамично. США уже развертывают систему, которая защитит их собственную территорию от этой потенциальной угрозы, однако было бы неразумно отказываться от традиционного принципа неразделимости проблем безопасности и обороны Америки и ее европейских союзников. НАТО поддержала концепцию противоракетной обороны и приводит собственные усилия в соответствие с американскими планами. В свое время президент Джордж У. Буш, а ныне и президент Обама считают необходимым продолжать осуществление этих планов, пока существует угроза, которую они призваны устранить. Администрация и Конгресс должны обеспечить адекватное финансирование реализации данного проекта: лучше принять превентивные меры, чем разбираться с Ахмадинежадом и иранским ракетным потенциалом, когда последний станет свершившимся фактом.
Генеарал-лейтенант ВВС в отставке Трей Оберинг возглавлял Управление противоракетной обороны с июля 2004 по ноябрь 2008 г. Эрик Эделман - почетный научный сотрудник Центра стратегического и бюджетного анализа (Center for Strategic and Budgetary Analysis), с августа 2005 по январь 2009 г. занимал пост заместителя министра обороны по политическим вопросам
____________________________________________________________
Навстречу новой эре доверия между США и Россией ("Le Monde", Франция)
Министерство обороны США предупреждает: возможно, наше оружие устарело ("The Times", Великобритания)