Барак Обама и Дмитрий Медведев вышли вчера со встречи в Москве, совершенно очевидно гордясь своим крупнейшим достижением: сокращением на одну треть стратегических ядерных арсеналов.
Договоренность, достигнутая президентами США и России, проложит путь подписанию договора, который придет на смену Договору об СНВ от 1991 года после истечения срока его действия в декабре. Они также надеются, что это послужит примером другим во времена серьезной озабоченности по поводу глобального распространения ядерного оружия.
Президенты также достигли важных договоренностей по Афганистану, а Россия пообещала разрешить транзит американских самолетов, перевозящих войска и оружие в Афганистан, через свою территорию. Стороны также договорились активизировать двустороннее сотрудничество. Прошло менее года с того момента, как отношения между двумя странами опустились до рекордно низкого уровня после "холодной войны" в связи с августовской войной в Грузии - и вот руководители военных ведомств США и России сели за стол переговоров и подписали соглашение о военном сотрудничестве.
Отмечая данные достижения, Обама и Медведев заявили, что в результате их встреч достигнут прогресс. Обама сказал, что они работали вместе "крайне эффективно", а Медведев отметил, что переговоры были "открытыми и искренними".
Однако разногласия остаются. По словам Обамы, "территориальная целостность и суверенитет Грузии должны уважаться". Это прозвучало как открытая критика военной оккупации Россией самопровозглашенных регионов Абхазия и Южная Осетия и признания их независимости. Хотя два лидера много говорили о сотрудничестве по Афганистану, они практически ни слова не сказали открыто об Иране, где между ними существуют серьезные политические расхождения.
Самый важный спор - по вопросу противоракетной обороны. Россия не добилась от США никаких обещаний о пересмотре планов создания баз ПРО в Польше и Чехии. Но демонстрируя стремление сгладить разногласия, стороны взяли на себя обязательство работать вместе над "баллистическими ракетными вызовами", и "провести совместный обзор всего спектра имеющихся в нашем распоряжении средств, позволяющих нам сотрудничать в мониторинге развития ракетных программ в мире".
Обама признал "озабоченность и глубокую чувствительность России" в связи с планами США по ПРО, и пообещал продолжить разговор с Москвой по данной проблеме, когда этим летом Вашингтон завершит обзор работоспособности системы противоракетной обороны.
По словам Медведева, разногласия остаются, однако констатирована взаимосвязь между наступательными и оборонительными вооружениями, на чем настаивала Россия. Обама заявил, что если Россия и США смогут больше сотрудничать для снятия таких озабоченностей, то "я думаю, американские и российские взгляды в этой области можно согласовать".
По словам директора российской и евразийской программы из вашингтонского Центра стратегических и международных исследований Эндрю Качинса (Andrew Kuchins), противоракетная оборона остается "острым вопросом", и два президента "пока отложили его в сторону".
Редактор московского журнала "Россия в глобальной политике" Федор Лукьянов сказал по этому поводу: "Увязка между наступательными и оборонительными вооружениями позволяет России говорить, что достигнут прогресс, а США могут сказать, что это ничего не значит. Они нашли способ отложить пока решение этой проблемы".
Перед отлетом в Москву Обама похвалил Медведева за его кампанию по укреплению власти закона и подверг критике премьер-министра Владимира Путина за то, что он наполовину застрял в мышлении "холодной войны". Но вчера он не позволил втянуть себя в обсуждение роли двух этих людей, заявив, что у России есть президент и премьер-министр, и что роль каждого из них определена конституцией.
Атмосфера во время пресс-конференции по окончании саммита, проводившейся в богато украшенном зале Кремля, была скорее мрачной и деловой, чем теплой. Связанный с Кремлем аналитик Вячеслав Никонов заявил, что Медведев не поддался на попытки американского президента обворожить и очаровать его. "Медведев не настолько наивен, чтобы не понимать, во что играют американцы", - сказал он.
Нехарактерная для Обамы манера покорности и смирения может служить отражением того факта, что ему предстоит еще этим утром встретиться с Путиным за завтраком.
Плоды их усилий
- Обязательства по сокращению ядерных вооружений, ведущие к снижению предельных уровней по боезарядам с 2200 в настоящее время до 1500-1675 единиц, а по носителям (ракетам) с 1600 до 500-1100. "Совместное понимание" о продолжении работы над новым договором по контролю вооружений, который должен прийти на замену договора СНВ-1 от 1991 года.
- Россия разрешила США совершать через свое воздушное пространство до 4500 рейсов в год с целью переброски военной техники и войск в Афганистан, расширив, таким образом, существующую договоренность о переброске только "несмертоносных" грузов. Соглашение о сотрудничестве по Афганистану, включая борьбу с угрозами терроризма, вооруженного экстремизма и незаконного оборота наркотиков.
- Расплывчатые обещания о совместной работе по проблемам противоракетной обороны, но ничего конкретного относительно требований России об отказе США от планов размещения баз ПРО в Польше и Чехии.
- Решение о создании постоянной двусторонней Президентской комиссии под председательством двух президентов и во главе с госсекретарем США Хиллари Клинтон и министром иностранных дел России Сергеем Лавровым. Эта комиссия будет отвечать за координацию двусторонних отношений, включая такие области как экономика, борьба с преступностью, контроль вооружений, наука и сельское хозяйство. Отдельные соглашения о двустороннем военном сотрудничестве и об обмене информацией о пропавших без вести военнослужащих.
____________________________________________________________
Шаг вперед, но впереди еще долгий путь ("The Independent", Великобритания)
Расшифровывая Россию: шесть шагов к пониманию ("The New York Times", США)
Обама: 'миссия в Москву' ("The Wall Street Journal", США)
Барак Обама неправильно понимает расклад сил в Кремле ("The Times", Великобритания)