После всех этих разговоров накануне саммита о кнопках перезагрузки и продолжающейся рекламы глобального "эффекта Обамы" первый визит нового президента США в Кремль просто обязан был стать успешным. Именно в таком ключе выступали вчера после встречи представители обеих сторон, хотя никаких соглашений по ключевым вопросам достигнуто не было. Сокращения их огромных ядерных арсеналов остаются обещаниями, а переговоры по ним планируется провести позднее. Не было также и совпадения воли сторон в вопросах американских планов ПРО и Ирана.
Но если каждая из сторон начала лучше понимать позиции партнера, это уже достижение. Российская элита хочет, чтобы были поняты многие ее сигналы. Во-первых, она отказывается от покровительственного отношения и не намерена подвергаться давлению. Опросы показывают, что такое отношение не ограничивается рамками политических руководителей в Кремле; так думает большинство представителей "путинского поколения", которое выросло уже после распада Советского Союза.
Большая часть россиян ненавидела Джорджа Буша и его вице-президента Дика Чейни за их враждебную риторику и политический курс. Но они не были также и поклонниками Билла Клинтона. Именно администрация демократов подтолкнула НАТО к расширению, и эта стратегия разрушила все шансы похоронить "холодную войну" и привлечь Россию к полноправному партнерству с Европой и Западом. Когда Обама во время своего визита в Москву встретится с последним советским президентом Михаилом Горбачевым, он наверняка услышит от него об этом - ведь Горбачев по-прежнему убежден, что ему в случае объединения Германии обещали: никакого расширения НАТО не будет.
Кремлевские лидеры прекрасно знают, что большинство советников Обамы по России, включая вице-президента Джо Байдена, это бывшие руководители эпохи Клинтона или сторонники его политики. Они захотят узнать, на каких позициях стоит сам Обама, постараются понять его инстинктивные устремления в вопросе расширения НАТО. Этот человек не обременен карьерными связями в вопросах взаимоотношений Востока и Запада; он показал, что открыт для новых идей. Но сможет ли он действительно по-новому отнестись к отношениям с Россией?
Дмитрий Медведев вчера объяснил, а Путин сегодня объяснит еще раз, что их противодействие планам Буша развернуть систему противоракетной обороны в Польше и Чехии основано на том, что такое размещение создает угрозу ядерному сдерживанию. Принятая в мае российская стратегия национальной безопасности называет в качестве главной угрозы России способность США нанести первый удар. Как человек, которому нравится читать о своих предшественниках, Обама должен знать, что именно страх США перед российской способностью к нанесению первого удара заставил Кеннеди так жестко реагировать во время Карибского кризиса. Вчерашняя кончина Роберта Макнамары (Robert McNamara) - министра обороны Кеннеди и человека, сделавшего знаменитой фразу "гарантированное взаимное уничтожение", еще раз напоминает нам об этом.
Обама выразил сомнения в работоспособности новой системы и призвал провести ее анализ. Следует приветствовать его вчерашнее заявление о том, что результаты такого обзора будут готовы этим летом. Какие бы выводы ни прозвучали о ее технической эффективности (а можно с большой долей уверенности ставить на то, что понадобится дополнительная работа и дополнительные исследования), Обама должен отказаться от ПРО по политическим соображениям.
Либо, если противоракетная оборона "не нацелена против России", как утверждал Буш, Обаме следует включить Россию во всеобъемлющую систему, которая охватит всю Европу и Северную Америку. Именно в этом заключается смысл неоднократных призывов Медведева к созданию новой архитектуры безопасности в Европе, и они заслуживают поддержки. Обаме хорошо говорить, что отношения и взгляды "холодной войны" устарели, но он должен продемонстрировать серьезность своих заявлений - а для этого необходимо отменить институты "холодной войны" или отрегулировать их структуру, включив туда Россию в качестве полноправного члена.
Самым конкретным результатом вчерашнего саммита стало согласие России предоставить американским военным возможность для транзита через Россию в Афганистан. Это стало драматичным продолжением исторического решения Путина поддержать Вашингтон после 11 сентября. Несмотря на то, что Соединенные Штаты все больше вязнут в афганской трясине, Москва после своих собственных проблем в Афганистане двадцатилетней давности не злорадствует по этому поводу. Россия считает, что Афганистан представляет гораздо более серьезную угрозу, нежели Иран. В отличие от суннитов из "Аль-Каиды", шиитские исламисты из Тегерана и Кума никогда не пытались расшатать Центральную Азию и мусульманские республики России. Они никогда не вмешивались в ситуацию в Чечне. Москву больше беспокоит не мнимая угроза Ирана, а более реальная ядерная опасность со стороны Пакистана, официально являющегося ядерной державой, поскольку он может попасть под контроль агрессивных фундаменталистов.
Медведев скажет Обаме, что военного решения афганской проблемы не существует. Главное внимание должно быть уделено политике и развитию. Однако он готов оказать и военное содействие, если США об этом попросят. Но хотя Москва и помогает американским военным, обеспечивая транзит в Афганистан, она четко заявляет следующее. Россия может предоставить США транзитный маршрут через Центральную Азию, но не желает американского присутствия в этом регионе. Те самые инстинкты, которые заставляют американцев подозрительно относиться даже к самому легкому намеку на российский неоимпериализм в Европе, на Кавказе и в Центральной Азии, вынуждают Россию не менее подозрительно смотреть на то, как США создают собственную империю на ее месте.
Итак, хорошие новости вчерашнего саммита заключаются в том, что несмотря на все существующие противоречия, Россия и Соединенные Штаты Америки нашли некоторые серьезные области для сотрудничества. Жаль только, что главное внимание при этом уделяется обреченному проекту в Афганистане, а не Европе, где партнерство может иметь намного более важное значение.
___________________________________________________________