Роберт Макнамара, хладнокровный, неприветливый и очень интеллектуальный спецпредставитель президента Линдона Джонсона, ответственный за войну, во время которой тысячи и тысячи людей (в основном, очень молодых) были посланы на совершенно бессмысленную смерть, умер в возрасте 93 лет.
Через много лет после ужасов Вьетнама Макнамара признал, что он был 'очень, очень неправ' по поводу войны - этот комментарий был как соль, посыпанная на раны тех, чьи родные погибли в этой бойне. Лично я испытал к этому признанию только презрение.
Я помню, как получил свою повестку в середине 1960-х, когда Джонсон во всю вел наращивание военных сил к войне. Не знаю, чего я ожидал. Наверное, того, что остальные рекруты будут крупными парнями, что все они будут выглядеть как Джон Уэйн (John Wayne - американский актер, которого называли 'королем вестерна' - прим. перев.). Я был поражен, когда на первый день базовой подготовки в лагере, расположенном в Форте Дикс, штат Нью-Джерси, обнаружил, что являюсь частью пестрой толпы испуганных и худых ребят, которые выглядели как парни, с которыми я учился в школе. Которые выглядели, как я.
И именно толпы этих ребят - в возрасте 18, 19, 20 и 21 года - отправляли во Вьетнам. Многие, естественно, погибли там, а многие вернулись домой с глубокими душевными шрамами, которые так никогда и не зажили.
Джонсон и Макнамара должны были заботиться об этих ребятах, которые ничего не знали о геополитике или о том, почему их превращали в натренированных убийц, которые, как нам говорили, могли хладнокровно убить врага - 'Отличный выстрел!' - а затем расслабиться и выкурить 'Мальборо'. Многие из них закончили свою жизнь, рыдая на поле боя, призывая на последнем издыхании своих матерей. Другим же пришлось наблюдать, как их друзья, покрытые грязью, истекали кровью у них на глазах - и часто у них на руках.
Мне повезло. Армия послала меня в Корею, которую тоже нельзя было назвать увеселительной прогулкой, но это был не Вьетнам. Я работал в разведывательном подразделении инженерного батальона. Но полностью убежать от войны не мог никто. Я получал из дома письма, от которых у меня разрывалось сердце, письма, в которых мне рассказывали, что этот приятель погиб, и тот приятель погиб, а тот парень, с которым я в детстве играл в футбол или бейсбол - или ходил стрелять по мишеням - тоже погиб.
Для чего?
Макнамара не знал, для чего. Парня моей сестры убили. Мой очень близкий друг вернулся из Вьетнама с настолько поехавшей крышей, что, в конце концов, убил свою жену и покончил жизнь самоубийством.
Самый сложный урок, который не могут выучить люди, стоящие у власти, состоит в том, что войны - это безжалостно отвратительные начинания, что они немилосердно убивают людей и поэтому начинать войну нужно только в том случае, если это абсолютно необходимо.
Дети, которых посылают на войну, вынуждены повзрослеть слишком быстро. Они быстро узнают, что такое настоящая твердость, и это не имеет ничего общего с мерзкими бюрократами и воинами в креслах, которые жертвуют жизнями молодых из политических соображений и ради пустых выражений патриотизма, когда размахивание флагом не несет в себе никакого риска.
Как оказалось, Макнамара довольно рано понял, что Вьетнам - это проигранное дело, но он держал эту важную информацию при себе, как игрок, пытающийся выправить ситуацию с помощью блефа, в то время как Америка продолжала посылать десятки тысяч навстречу гибели. Как он вообще мог смотреть на себя в зеркало?
Уроки, выученные во время войны во Вьетнами? Никаких.
Как указал в некрологе Макнамары журналист Тим Вейнер (Tim Weiner), Конгресс санкционировал войну после того, как президент Джонсон заявил, что американские военные корабли были атакованы северовьетнамскими патрульными кораблями в заливе Тонкина (Gulf of Tonkin) в августе 1964 года. На самом деле, никакой атаки не было. Как написал г-н Вейнер, 'американские корабли стреляли по своим собственным эхолокационным теням темной ночью'.
Но Макнамара, полагавшийся на доклады разведки, сказал Джонсону, что доказательства атаки были неоспоримы. Никому не напоминает истории про доказательства наличия у Саддама Хусейна оружия массового уничтожения?
Во Вьетнаме погибли более 58 000 американцев и от 2 до 3 миллионов вьетнамцев. В Ираке погибли 4000 американцев, и никто точно не знает, сколько сотен тысяч иракцев. Сейчас, когда я пишу это, СМИ сообщают о том, что еще семь американских солдат погибли в Афганистане - на войне, которая была понятной сразу после атак 11 сентября, но которая совершенно неразумна сегодня.
Ни у одной из этих войн не было четко поставленных целей или завершающих фаз. Ни одну из них не вели с той энергией и чувством общей цели и коллективных жертв, которыми была отмечена Вторая мировая война. Сегодня войны в основном происходят где-то на заднем плане, они - далекие события, затмеваемые смертью поп-звезд, выходками Сары Пейлин (Sarah Palin - губернатор Аляски и кандидат в вице-президенты на выборах 2008 года. 3 июля выступила с бессвязной речью, в которой объявила, что покидает пост губернатора за год до окончания своего срока - прим. перев.), Марка Сэнфорда (Mark Sanford - губернатор Южной Каролины, ставший предметом бурного обсуждения после того, как признался, что был неверен своей жене и летал в Аргентину на деньги налогоплательщиков на встречи со своей любовницей - прим. перев.) и прочих.
Большинство американцев не понимают отвратительного бесстыдства войны, и это лишает смерть Роберта Макнамары какого-либо реального значения.
________________________________________________________
ИноВидео: Важнейшая операция со времен войны во Вьетнаме ("France24", Франция)
Военные США проводят крупную операцию в Афганистане ("BBCRussian.com", Великобритания)
В пиар-войне армия задействует старую тактику ("The Wall Street Journal", США)