Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Амнезия с контролем вооружений

Новые переговоры с Москвой могут поставить под угрозу американские силы ядерного сдерживания. Вот факты.

Амнезия с контролем вооружений picture
Амнезия с контролем вооружений picture
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Спустя три часа после прибытия в Кремль президент Барак Обама подписал вместе с российским президентом Дмитрием Медведевым предварительное соглашение о новом договоре в области контроля ядерных вооружений... На самом деле, если учитывать тот уровень сокращений, который предусмотрен данным соглашением, оно может подвергнуть риску безопасность США - причем все зависит от того, что произойдет дальше.

Спустя три часа после прибытия в Кремль президент Барак Обама подписал вместе с российским президентом Дмитрием Медведевым предварительное соглашение о новом договоре в области контроля ядерных вооружений. Данное соглашение, представляющее собой четкую дорожную карту для продвижения к новому договору о сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ), обязывает США и Россию сократить свои ядерные арсеналы до рекордно низкого уровня со времен начала "холодной войны".

Обама дал этой договоренности высокую оценку, назвав ее шагом вперед и в сторону от "подозрений и соперничества" прошлого, а Медведев приветствовал ее, назвав "разумным компромиссом". На самом деле, если учитывать тот уровень сокращений, который предусмотрен данным соглашением, оно может подвергнуть риску безопасность США - причем все зависит от того, что произойдет дальше.

Во-первых, договариваться и брать на себя конкретные обязательства по сокращениям американских ядерных сил до появления выводов доклада "О развитии ядерного потенциала США" (Nuclear Posture Review) это все равно, что ставить телегу впереди лошади. Команда из администрации Обамы изучает в настоящее время в Пентагоне потребности США в стратегических силах и средствах. Эта работа и анализ должны быть завершены до того, как на американские силы будут наложены конкретные ограничения. Численность стратегических ядерных сил должна определяться стратегическими потребностями, но цифры контроля вооружений не должны диктовать стратегию.

Во-вторых, новое соглашение предусматривает не только сокращение количества ядерных боезарядов (до 1500-1675 единиц), но и сокращение числа их носителей в стратегических силах. По договору СНВ-1 от 1991 года, для каждой из сторон устанавливался потолок в 1600 пусковых установок. Подписанное вчера соглашение предусматривает, что каждая из сторон сократит число носителей до 500-1100.

Согласно данным из открытых российских источников, именно Россия настаивала на переговорах на нижнем пороге в 500 носителей. В период, предшествовавший саммиту, открыто звучали заявления о том, что Москва хотела бы сократить количество развернутых межконтинентальных баллистических ракет (МБР), ракет, запускаемых с подводных лодок и стратегических бомбардировщиков в "несколько раз" по сравнению с нынешним потолком в 1600 единиц. Значительное сокращение количества носителей - это весьма умная и хитрая позиция России, но для США это не подходит.

Почему? Потому что количество развернутых и боеготовых российских МБР, ракет на подлодках и бомбардировщиков коренным образом сократится и без того - в результате их естественного старения. Иными словами, значительное количество российских носителей будет снято с вооружения - с или без соглашения по контролю вооружений.

Безусловно, на администрацию Обамы будет оказано мощное давление, чтобы она согласилась на самый нижний предел сокращений по носителям, который составляет 500-1100 единиц, и чтобы это соответствовало российским сокращениям. Но ей нет нужды идти на это - и она не должна это делать. Если верить открытым российским источникам, к 2017-2018 годам у России останется менее половины из тех 680 действующих пусковых установок, что она имеет сегодня. Обладая меньшим, чем у Калифорнии, валовым внутренним продуктом, Россия сталкивается с необходимостью выбора в вопросе сохранения паритета с США, поскольку ей приходится снимать с вооружения значительную часть своих устаревших стратегических средств.

Решение Медведева таково: вести переговоры и призывать США идти на реальные сокращения. В результате России не придется уничтожать ничего из того, что не подлежит списанию по старости.

Это не только мой вывод - это мнение многих российских руководителей и комментаторов. Командующий российскими Ракетными войсками стратегического назначения генерал Николай Соловцов недавно заявил (его цитирует московское онлайновое издание "Интерфакс-АВН"), что по новому соглашению из боевого состава не будет выведена "ни одна российская пусковая установка", не выработавшая свой эксплуатационный ресурс. Известный российский журналист Павел Фельгенгауэр отмечает в "Новой газете", что российские руководители "потребовали от американцев односторонних уступок по всем пунктам, не предложив практически ничего взамен". Именно так.

Кроме плохого принципа переговорного процесса - отказываться от чего-то, не получая взамен ничего - у США возникнут серьезные негативные последствия, если они действительно сократят количество своих стратегических носителей в соответствии с пожеланиями Москвы. Двухпартийная комиссия Конгресса по военно-стратегическому потенциалу, которую возглавляют бывшие министры обороны Уильям Перри (William J. Perry) и Джеймс Р. Шлезингер (James R. Schlesinger), пришла к выводу, что Соединенные Штаты могут пойти на сокращения, "если это будет делаться с сохранением устойчивости и жизнеспособности сил США". Сокращение до крайне низкого уровня количества носителей сделает Соединенные Штаты более уязвимыми для дестабилизирующих угроз первого удара, а также снизит либо вообще лишит США возможности приводить свои силы ядерного сдерживания в соответствие со все более разнообразными угрозами, исходящими после окончания 'холодной войны' от ядерного и биологического оружия.

Если согласиться на максимальное сокращение числа носителей, то это подтолкнет к размещению на оставшихся межконтинентальных баллистических ракетах большего количества боеголовок или к увеличению числа боеголовок в разделяющихся головных частях индивидуального наведения на новых ракетах. Русские открыто заявляют, что именно это они и планируют сделать. Однако США давно уже хотят отойти от МБР с РГЧ индивидуального наведения в рамках СНВ, потому что увеличение числа боеголовок превращает каждую межконтинентальную баллистическую ракету в более заманчивую цель. Мерилом успеха США станет способность противостоять российским утверждениям о том, что резкое сокращение количества носителей является по какой-то причине необходимым и "стабилизирующим" условием. Ни то, ни другое.

В-третьих, в новом соглашении, похоже, не рассматривается вопрос о так называемом тактическом ядерном оружии. У России примерно 4000 единиц тактического ядерного оружия на вооружении и еще много тысяч в резерве. Американские официальные лица заявляют о чудовищном количественном превосходстве России - 10 к 1. Такое оружие вызывает наибольшую озабоченность с точки зрения потенциала возникновения ядерной войны, и мы должны уделить его сокращению первостепенное внимание. Комиссия Перри-Шлезингера в своем докладе называет тактическое ядерное оружие России "неотложной" проблемой. Однако на данный момент вопрос о его сокращении в повестке не стоит.

Возможно, администрация надеется обсудить сокращение тактических ядерных вооружений позднее. Но Россия в прошлом отвергала такие предложения, и похоже, что ничего в этом плане не изменилось. Как заявил недавно "Интерфакс-АВН" генерал Владимир Дворкин из Российской академии наук, "договор по ограничению и сокращению тактического ядерного оружия кажется совершенно нереалистичным". Если США надеются решить эту реальную проблему, они должны сохранять рычаги воздействия в переговорном процессе в виде носителей и боеголовок.

В-четвертых, недавно "РИА Новости" процитировало слова Медведева о том, что стратегические сокращения будут возможны лишь в том случае, если Соединенные Штаты снимут российские озабоченности в отношении "американских планов создания глобальной противоракетной обороны". Конечно, на США будет оказано давление как внутри страны, так и извне, с целью ограничения системы ПРО, дабы продвинуть российские сокращения по новому договору. Но потребность США в противоракетной обороне не имеет никакого отношения к России. А ценность и необходимость ПРО невозможно переоценить, если принять во внимание воинственный настрой Северной Кореи. Русские требуют такой увязки; они хотят, чтобы мы хотя бы частично отказались от наших объектов ПРО в Европе, цель которых - защита от иранских ракет. Еще одним мерилом успеха США станет предотвращение подобных увязок.

Короче говоря, российские руководители надеются взять под свой контроль или ликвидировать многие элементы военной мощи США в обмен на сокращения стратегических сил, на которые им придется пойти в любом случае. Американское руководство не должно соглашаться многократно переплачивать России за по сути дела пустую коробку.

И наконец, параллельно любым новым обязательствам необходимо рассматривать нарушения Россией действующих обязательств по контролю вооружений. Согласно докладу государственного департамента от августа 2005 года, Россия неоднократно и разными путями нарушала свои обязательства в области проверок и других областях в рамках СНВ. Одно значительное нарушение даже открыто обсуждалось в российских публикациях - речь идет об испытаниях межконтинентальной баллистической ракеты СС-27 ('Тополь-М' - прим. перев.) с РГЧ в нарушение договора СНВ-1.

Президенту Обаме следует вспомнить предостережение Уинстона Черчилля, который говорил: "Прежде всего, не выпускайте из рук ядерное оружие, пока вы не будете уверены и более чем уверены в том, что у вас в руках есть другие средства для сохранения мира". У США нет нужды соглашаться на российские требования об увязке с ПРО, или на радикальное сокращение числа наших МБР, ракет морского базирования и бомбардировщиков, чтобы добиться значительно большего сокращения стратегических систем от России. Нет никаких оснований надеяться на добрую волю России в том случае, если мы на это пойдем.

Кейт Пейн - профессор оборонных и стратегических исследований государственного университета Миссури, член комиссии Перри Шлезингера, которая была создана Конгрессом для оценки американского ядерного потенциала. Эта статья является сокращенным изложением его выступления на слушаниях в комитете палаты представителей по иностранным делам 24 июня.

__________________________________________________________

России и США нужно больше, чем договоренность по поводу обреченной войны ("The Guardian", Великобритания)

Сдержанный натиск Обамы в России Обсудить публикацию на форуме