Забудьте про ядерное соглашение, забудьте про речь, даже про отсутствие у россиян интереса к Мишель. Настоящим сюрпризом во время поездки Обамы в Москву стало то, что большую часть времени он провел в переговорах с российским президентом, а премьер-министру и экс-президенту Владимиру Путину нанес только двухчасовой визит вежливости.
Практически во всех других странах мира это не более чем простой протокольный вопрос. В целом, глава американского государства в зарубежных поездках большую часть времени проводит с другими главами государств. Исключение делается для тех стран, где глава государства монарх или иной номинальный руководитель. В таких случаях наш президент наносит ему визит вежливости, а остальное время проводит с канцлером или премьер-министром. Если бы Обама последовал такой схеме действий в России, он провел бы большую часть времени с Путиным.
Да, Медведев президент. Да, российская конституция предоставляет президенту львиную долю власти. Однако после совершенно недемократичных выборов в прошлом году (Медведева лично отобрал Путин, а тщательно отрежиссированная избирательная кампания была похожа на пародию), стало совершенно ясно, что власти у российского президента нет. После вторжения России в Грузию на телевидении выступал Путин, а не Медведев, и именно Путин вел закулисные переговоры. И во время украинского газового кризиса от имени России выступал не Медведев, а Путин. У тех, кто видел этих людей вместе, сложилось впечатление, что Медведев с глубоким почтением относится к премьер-министру. Кто-то из участников недавних встреч с ними говорил мне, что Путин на этих встречах все время говорил, а Медведев записывал.
В последние месяцы Медведев предпочитает играть роль "хорошего полицейского", противопоставляя себя "плохому полицейскому" Путину. Он дает интервью последней уцелевшей оппозиционной газете, произносит красивые речи о демократии и избирательной реформе; даже порой улыбается, снимаясь на фотографиях с зарубежными лидерами. Но это отнюдь не привело к глубоким изменениям во внешней и экономической политике и ситуации с правами человека, в связи с чем большинство российских и иностранных обозревателей пришло к выводу о том, что Медведев играет свою роль в изощренной пиар-кампании.
Поэтому решение сосредоточить внимание американского президента во время визита на Медведеве, а не на Путине можно назвать "очень смелым", как говорят британские правительственные чиновники. Такая смелость весьма рискованна, потому что если ты не разговариваешь с человеком, которому реально принадлежит власть, ты не можешь надеяться на крупные результаты. Насколько я понимаю, решение это, как минимум, отчасти, принималось исходя из прагматических причин. Встречи с Путиным сегодня обычно превращаются в длинные разглагольствования о недовольствах и обидах России (прошедший на этой неделе завтрак Путина и Обамы, очевидно, не был исключением), и в итоге просто не остается времени на продуктивные беседы. Путин не собирался беседовать на тему недавних военных маневров России на границе Грузии (в конце июня там проводились учения с участием тысяч военнослужащих и сотен танков), а Медведев все равно ничего не может с этим поделать. Поэтому администрация Обамы, видимо, решила, что нет никакого смысла поднимать этот вопрос. Вместо этого разговор велся на темы, вызывающие меньше споров и противоречий - о сокращении ядерного оружия (которое так или иначе все равно должно было произойти), о предоставлении американским войскам права на транзитный перелет российского воздушного пространства (это, очевидно, здорово, но решающего значения не имеет) - то есть о том, чем Медведев имеет возможность заниматься.
Преимущество такой политики состоит в том, что она может придать Медведеву больше веса и влияния, хотя это весьма наивная и жалкая надежда. Есть и недостаток - Путин может обидеться за то, что его игнорируют. Но учитывая то, что Путин все время кажется обиженным - вне зависимости от того, насколько часто и насколько приветливо с ним разговаривают американские президенты, это недостаток не по существу.
В любом случае, холодный расчет такого рода предпочтительнее тщательно организованных прогулок по лесу, медвежьих объятий и загородных поездок на отдых, которые были типичны для взаимоотношений Клинтона-Ельцина и Буша-Путина. Он также гораздо лучше весьма неубедительных иносказательных фраз типа "давайте нажмем с Россией на кнопку перезагрузки", которую администрация Обамы часто употребляла в первые месяцы после прихода к власти. Совершенно верно то, что на этой неделе самые серьезные проблемы решить не удалось, и что все самое трудное - Грузия, ПРО и Иран - было отложено до лучших времен. Но по крайней мере, никто не делает вид, что это не так.
_________________________________________________________
Солана: "Кнопка перезагружена" ("Global Post", США)
Обама сражается с путинской тенью ("The Washington Times", США)
Саммит США-Россия заканчивается. Результаты неоднозначные ("The Wall Street Journal", США)
ИноВидео: "Обама должен занять жесткую позицию" ("France24", Франция)