Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
И снова здравствуйте

Обама, как и Рейган, обращается напрямую к населению зарубежных стран и игнорирует их лидеров

И снова здравствуйте picture
И снова здравствуйте picture
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Солнечным московским днем президент США выступал в зале, плотно набитом студентами. "Ваше поколение живет в самое замечательное и полное надежд время в : истории. Это время, когда в воздухе пробуждается первое дыхание свободы, а сердце бьется в учащенном ритме надежды".

Солнечным московским днем президент США выступал в зале, плотно набитом студентами. "Ваше поколение живет в самое замечательное и полное надежд время в : истории. Это время, когда в воздухе пробуждается первое дыхание свободы, а сердце бьется в учащенном ритме надежды".

Что это - выступление президента Барака Обамы на этой неделе? Нет, так говорил 21 год назад в мае 1988 года президент Рональд Рейган. Если прочитать их вместе - выступление Рейгана перед студентами Московского государственного университета и речь Обамы перед выпускниками Российской экономической школы - то понимаешь, что у них была одна цель: обратиться к россиянам напрямую, через головы их руководителей. Что, Обама считает себя наследником Рональда Рейгана?

Визит Рейгана состоялся в начале конца "холодной войны". Он стал первым президентом, которому позволили напрямую обратиться к российской аудитории - и он использовал это шанс, чтобы перечислить и описать свободы американского гражданского общества. "Войдите в любой зал суда, и там будет председательствовать независимый судья, не подчиняющийся никакому правительству". Читая отрывки из этой речи сегодня, начинаешь ощущать, насколько прав был Фрэнк Капра (Frank Capra) (Фрэнк Капра - известный американский режиссер, проповедовавший своими работами добродетели человеческой натуры и общие ценности - прим. перев.). Но Рейган знал, что делал: он пытался открыть глаза сидевшей перед ним молодежной аудитории, а также более широкой аудитории российских телезрителей (речь передали почти без сокращений). Рейган в своем выступлении был вежлив, и вместе с тем, подчеркнуто указал на то, как много предстоит пройти России: "Мы не знаем, каким будет результат этого пути, но мы надеемся, что ожидания реформ оправдаются".

Обама в своей речи не упоминал о визите Рейгана, но он косвенным образом заставил вспомнить о нем, когда говорил о двух последовавших затем "неспокойных десятилетиях". "После окончания "холодной войны" были исключительные ожидания : Это было время амбициозных планов и бесконечных возможностей. Но, конечно, не всегда все происходит так, как было запланировано". Обама не стал как Рейган предлагать России, которая страдает от экономических неурядиц, негодует по поводу утраты империи и с глубокой подозрительностью относится к США, по-человечески добрые рокуэлловские картины Америки (Норман Рокуэлл - художник-иллюстратор, автор добрых и человечных сюжетов - прим. перев.). "Америка далеко не совершенна", - сказал он. Вместо этого он привел ряд примеров из собственного опыта: "Во времена создания нашей страны у меня - людей, похожих на меня - не было никаких прав". И далее: "Когда я родился, в отдельных частях нашей страны все еще была узаконена сегрегация".

Однако послание Обамы было таким же, как у Рейгана: возможность перемен, которую дают свободы демократического общества. "Исправлять наши недостатки нам позволяет преданность определенным всеобщим ценностям". Причина: "Соревновательные выборы позволяют нам изменять курс и призывать наших лидеров к ответу". Вывод: "Америка поддерживает эти [демократические] ценности, потому что они высоконравственны, а также потому что они действуют : Государство, отстаивающее власть закона, подвергающее свои действия контролю и проверке, а также допускающее существование независимых институтов, является более надежным партнером". Рейган в 1988 году представил точно такие же аргументы из своей записной книжки: демократия и свободный рынок приносят процветание. "На самом деле, - заявил Рейган студентам МГУ, - одна из самых крупных фирм персональных компьютеров в Соединенных Штатах была основана двумя студентами колледжа не старше вас. И создали они ее в гараже за домом".

Во время своего московского выступления Обама как бы шел в русле речи Рейгана. Но то же самое можно сказать и о двух его предыдущих речах: апрельском выступлении в Праге на тему ядерных вооружений и обращении к мусульманскому миру в Каире в прошлом месяце.

Сходство между Обамой и Рейганом прослеживается не только в политике - хотя пражское выступление Обамы показало, например, что он не менее решительно, чем Рейган, нацелен на сокращение ядерного оружия. Между ними есть нечто общее в фундаментальном плане: они одинаково смотрят на потенциал президентской власти. Рейган считал, что задача президента - продвигать крупные, меняющие правила игры идеи: положить конец "холодной войне", освободить мир от ядерного оружия. И он обладал ораторской способностью вложить эти идеи в умы общества. Совершенно ясно, что Рейган считал отдельной и крайне важной задачей президента произнесение речей. Начиная со своей речи о "звездных войнах" в 1983 году ("Не лучше ли спасать жизни, чем мстить за их утрату?"), и кончая памятным берлинским призывом в 1987-м ("Господин Горбачев, снесите эту стену!"), Рейган усвоил то, что смелой речью президент может задавать тон и условия дискуссий по любому вопросу. Визит Рейгана в Москву в 1988-м - спустя год после берлинской речи, видимо, стал подтверждением его взглядов.

Обама - а это самый красноречивый из президентов после Рейгана - владеет искусством слова не хуже своего предшественника. Своей речью по расовым проблемам в Америке в середине избирательной кампании в прошлом году Обама изменил сам подход к обсуждению этого вопроса. Точно так же, совершенно очевидно, что и по вопросам здравоохранения Обама своей риторикой изменил условия ведения дебатов. Теперь можно с известной долей уверенности предположить, что реформа здравоохранения все же состоится. И это заслуга Обамы.

Но пока не ясно, сможет ли он так же преуспеть, задавая тон и условия ведения дебатов по важнейшим идеям на международной арене. Прошло слишком мало времени после его задающих тон выступлений в Праге, Каире и Москве, чтобы делать выводы - хотя самое амбициозное (и великолепное) из них, каирское, уже, видимо, привело к изменениям в Ливане и Сирии. Ясно одно: Обама, подобно Рейгану, видит свою задачу в том, чтобы предлагать Большие Идеи - и пусть другие думают, как к этому приспособиться.

__________________________________________________________

О чем нельзя говорить в Москве ("The Washington Post", США)

Россия и США: на совпадающих меридианах ("Riga.Rosvesty", Латвия)

Обсудить публикацию на форуме