Вчера главы богатейших стран мира не смогли выработать совместную стратегию стимулирования мировой экономики, так как разошлись во мнениях касательно того, в каком состоянии находится процесс восстановления экономики и какие шаги следует предпринять теперь.
В распространенном по итогам встречи 'большой восьмерки' коммюнике содержался следующий мрачный прогноз: 'Мы отметили отдельные признаки стабилизации в экономике наших стран. Тем не менее, экономическая ситуация остается неопределенной, и сохраняется значительная опасность для экономической и финансовой стабильности'. Канцлер Германии Ангела Меркель (Angela Merkel) стремилась направить переговоры 'большой восьмерки' в русло 'стратегии выхода' - у нее был запланирован мощный пакет фискально-монетарных стимуляционных мероприятий, а значит, она уже сейчас готовится к предстоящему восстановлению экономики и росту займов и инфляции.
Однако другие лидеры, например, премьер-министр Великобритании Гордон Браун (Gordon Brown), возразили на это, что подобные разговоры преждевременны, ибо мировая экономика по-прежнему находится под угрозой, а президент США Барак Обама (Barack Obama) оставил перспективу стимуляционных мероприятий открытой.
Поскольку экономические прогнозы зачастую выходили резко противоречивыми, максимум, чего смогли достигнуть договаривающиеся стороны, - это приглушить споры и понадеяться, что к моменту сентябрьской встречи 'двадцатки' (в эту группу стран входят как развитые, так и наиболее быстрыми темпами развивающиеся страны) в Питтсбурге ситуация несколько прояснится.
'Стратегии выхода будут разными в разных странах, так как ситуация в экономике и общественно-финансовом секторе везде разная', - гласило совместное заявление, сделанное главами таких восьми ведущих стран мира, как США, Япония, Германия, Великобритания, Франция, Италия, Канада и Россия.
Обама заявил, что не исключает вероятности стимулирующих мероприятий, хотя и предупредил, что тратить взятые в кредит средства может оказаться 'контрпродуктивной' мерой
Что касается Гордона Брауна, то он заявил, что прошедшая встреча стала 'вторым тревожным звонком', прозвучавшим из-за сохраняющейся угрозы мировой экономике, - первым была апрельская встреча 'двадцатки' в Лондоне. Премьер Великобритании считает, что рост цен на нефть, протекционистские меры и высокий уровень безработицы может разрушить хрупкую экономику. Также Браун сослался на содержащееся в коммюнике утверждение о том, что 'стратегию выхода' можно начинать осуществлять только после того, как восстановление экономики станет свершившимся фактом.
Главы стран 'восьмерки' призвали всех к повышению прозрачности на рынке нефти с целью стабилизации цен, хотя президент России Дмитрий Медведев, похоже, отнесся к призывам Брауна и французского лидера Николя Саркози (Nicolas Sarkozy) оптимизировать управление рынком довольно скептически. На утреннем заседании представитель Медведева заявила следующее:
'Административное регулирование цен на нефть - это невозможно'.
Главы стран 'восьмерки' согласились друг с другом, что 70-80 долларов за баррель - это справедливая цена, хотя Браун это отрицал. Труднее решить другой вопрос - как убедить в этом производителей нефти и как создать механизм, который обеспечивал бы сохранение цены в заданных пределах.
Главы стран 'восьмерки' не обсудили функцию доллара как главной резервной валюты - эту тему перед саммитом поднял Пекин. Руководство Китая попросило глав 'восьмерки' обсудить роль доллара в качестве главной мировой валюты, хотя, по мнению Пекина, доллар еще долгие годы будет оставаться одной из ведущих резервных валют.
Однако главам стран 'восьмерки' не пришлась по вкусу идея поставить под вопрос главенство доллара посреди экономического кризиса. Когда президент Китая Ху Цзиньтао принял решение вернуться домой накануне саммита (из-за межэтнических столкновений в Синьцзяне), эту тему с повестки дня убрали.
__________________________________________________________
Саммит на руинах ("Radio Free Europe / Radio Liberty", США)