Как скоро предстоит обнаружить президенту Обаме, бороться с ядерным наследием 'холодной войны' - все равно, что брать пороги на Снейк-ривер в Вайоминге. Спокойные воды в верховьях - и водовороты впереди. Сейчас, когда г-н Обама выработал совместно с президентом России Дмитрием Медведевым многообещающую программу сокращения вооружений, ему предстоит трудная задача. Он должен будет добиться от собственного правительства и от американского ядерного истеблишмента поддержки для своих отчаянных планов по серьезному сокращению и в конечном итоге уничтожению ядерного оружия.
До сих пор г-ну Обаме удавалось дополнять всеобъемлющую концепцию безъядерного мира, сформулированную им в этом году в Праге, конкретными шагами - такими как сокращение на четверть стратегических ядерных ракет, обещанное им на этой неделе в Москве. С учетом того, что президентом он пробыл недолго, а в этом декабре истекает срок соглашения с Россией о стратегических наступательных вооружениях, новые ограничения - хорошее и реалистическое начало. Особенно важно будет продлить срок действия тех положений истекающего договора, которые предусматривают мониторинг и верификацию.
При этом подход г-на Обамы требует постоянного поддержания баланса. Президенту приходится смело двигаться вперед, одновременно доказывая своим противникам, что он не ставит под угрозу нашу безопасность. Проще говоря, он должен поддерживать мощный ядерный арсенал, одновременно его сокращая.
Возможно, вырабатывая этот курс, г-н Обама держал в голове опыт Рональда Рейгана, заявления которого военные фактически дезавуировали, когда в 1986 году на встрече в Рейкьявике с Михаилом Горбачевым он предложил уничтожить ядерное оружие. После встречи Рейган попросил своих генералов просчитать последствия резкого сокращения боеголовок и уничтожения баллистических ракет с ядерными боеголовками, однако они вежливо, но твердо заявили своему главнокомандующему, что это - никуда не годная идея.
Момент истины для г-на Обамы и его генералов настанет в этом году, когда Пентагон выпустит очередной доклад 'О развитии ядерного потенциала США' (Nuclear Posture Review), который, по словам военных, должен 'определить политику США в области ядерного сдерживания, стратегии и силового потенциала на ближайшие 5-10 лет'. Таким образом, этот доклад будет играть роль 'ядерной библии' на все время, которое г-н Обама пробудет у власти, даже если его переизберут на второй срок.
Президент Обама должен убедиться, что в нем будет отражена его позиция. Само собой это не разумеется, так как ядерно-оружейный комплекс, в который входят ведомства Пентагона и министерства энергетики, имеющие отношения к атому, включая армейские подразделения и военные лаборатории, скептически относится к его планам. То же самое можно сказать и о более широких кругах оборонных аналитиков. Кроме того, сопротивление существует и в Конгрессе.
В этой среде принято считать, что сокращение вооружений, к которому стремится г-н Обама - то есть нечто более серьезное, чем скромные планы, обнародованные в Москве на этой неделе - опасным образом подорвет способность американского арсенала сдерживать агрессию против Соединенных Штатов и их союзников. Также она одобряет выпуск нового поколения боеголовок, против которого выступает г-н Обама.
Если Белый дом не сможет отстоять свою позицию, доклад 'О развитии ядерного потенциала США' может легко подтолкнуть ситуацию в нежелательном направлении. Так, доклад, представленный в 1994 году при Билле Клинтоне, фактически повторял политику времен 'холодной войны'. Доклад 2001 года, выпущенный, когда Джордж Буш только вступил на пост, был менее шаблонным, но его быстро заслонили теракты 11 сентября 2001 года и война в Ираке.
Чтобы служить планам г-на Обамы, новый доклад должен заложить основу обещанного сокращения вооружений и придать американскому ядерному арсеналу структуру, соответствующую условиям мира, в котором угроза будет с большей вероятностью исходить от таких стран как Северная Корея и Иран, чем от тяжеловооруженных противников вроде России.
Следующим серьезным испытанием для г-на Обамы после доклада, скорее всего, станут сенатские слушания, посвященные Договору о всеобъемлющем запрещении испытаний. Президент пообещал вновь внести на рассмотрение этот документ ООН 1996 года, отвергнутый Сенатом еще в 1999 году.
Чтобы получить необходимые две трети голосов, г-ну Обаме нужны будут голоса собратьев-демократов - которые ему далеко не гарантированы - а также поддержка со стороны некоторого числа республиканцев. Особенно важно мнение двух влиятельных сенаторов-республиканцев - Джона Маккейна (John McCain) и Ричарда Лугара (Richard Lugar). Оба они в 1999 году голосовали против.
Противники договора несправедливо называют его условия непроверяемыми. Десять лет назад это, возможно, действительно было так, однако технологический прогресс теперь позволяет отслеживать даже небольшие подземные ядерные испытания. Кроме того, критики говорят, что постоянный запрет на испытания - притом, что с 1992 года Соединенные Штаты держали мораторий - в конечном счете, лишит страну возможности поддерживать надежный арсенал. Тем не менее, по мнению большинства экспертов по вооружениям, до сих пор этого не произошло и не произойдет еще долго.
Момент, когда в раззолоченных залах Кремля, был заключен договор о сокращении вооружений, был блистателен. Однако теперь г-ну Обаме предстоит самая трудная часть дела.
Филипп Таубман ранее возглавлял бюро New York Times в Москве и в Вашингтоне, а сейчас является профессором-консультантом Центра по международной безопасности и сотрудничеству (Center for International Security and Cooperation) Стэ́нфордского университе́та.
__________________________________________________________
Владимир Путин 1, Барак Обама 0 ("Trumpet", США)
Страх перед медведем ("Forbes", США)