Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Китай обманывается насчет доллара

Лишение доллара статуса мощнейшей валюты мира - на самом деле не в интересах Китая

Китай обманывается насчет доллара picture
Китай обманывается насчет доллара picture
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Недавно представителями Народного банка Китая была в очередной раз озвучена мысль о необходимости в громадной степени расширить сферу применения так называемых Специальных прав заимствования (СПЗ), эмитируемых Международным валютным фондом, тем самым создав мировую валюту - конкурент доллара США. На недавней встрече стран группы БРИК (Бразилия, Россия, Индия и Китай) этот вопрос получил широкое освещение, и, вероятно, он будет включен в повестку дня встречи 'большой восьмерки' на этой неделе.

Недавно представителями Народного банка Китая была в очередной раз озвучена мысль о необходимости в громадной степени расширить сферу применения так называемых Специальных прав заимствования (СПЗ), эмитируемых Международным валютным фондом, тем самым создав мировую валюту - конкурент доллара США. На недавней встрече стран группы БРИК (Бразилия, Россия, Индия и Китай) этот вопрос получил широкое освещение, и, вероятно, он будет включен в повестку дня встречи 'большой восьмерки' на этой неделе.

Китайцы правы в том, что одной из причин мировой финансовой катастрофы стало злоупотребление Соединенными Штатами Америки статусом своей национальной валюты как резервной. Однако меркантилизм Китая, создавшего гигантский профицит бюджета и чрезмерную ликвидность, тоже в значительной степени поспособствовал случившемуся. Это придает поиску Китаем альтернативной международной резервной валюты некоторый оттенок иронии: как если бы дилер требовал от наркомана завязать.

Вопрос вот в чем: выгодно ли то, что предлагает Китай, для самого Китая? Конечно, вопрос может показаться странным, ведь по всеобщему представлению как минимум две задачи, стоящие перед Китаем, будут решены. Во-первых, США получат предупреждение и станут избегать ситуаций, могущих привести к краху доллара, что в гигантской степени обесценит долларовый компонент валютных резервов Китая, составляющих, по оценкам, 1,2 триллиона долларов. Естественно, что, накопив гигантский запас долларов путем осуществления меркантилистской политики, Китай стремится не дать этому запасу обесцениться.

Во-вторых и более важных, будет решена политическая задача. Призывая сузить роль доллара и расширить за его счет роль СПЗ, Китай стремится уменьшить политическое и финансовое могущество Соединенных Штатов. Практически по этой же причине предложение Китая было поддержано Россией, Бразилией, Индией и прочим развивающимися странами, которым давно не давал покоя фактический долларовый стандарт. Эти страны отнюдь не числятся в рядах поклонников МВФ, однако они благоразумно решили, что лучше будет все-таки иметь хоть какой-то голос при главенстве МВФ, чем совсем никакого - при главенстве США.

Кто-кто, а китайцы должны понимать, что создание совершенно новой могучей международной валюты - это нечто вроде фантома, привидевшегося курильщику опиума. Сила доллара в том, что у США есть мощнейшая экономика, а также возможность облагать своих граждан налогами и выполнять обязательства перед ними. У МВФ же нет ни ВВП, ни налоговой базы. Однако китайцы полагают, что, расширив полномочия СПЗ, они тем самым подточат гегемонию США.

Но гегемония доллара ослабнет только в том случае, если вместо США появится какая-нибудь другая страна с таким же большим ВВП и такой же обширной налоговой базой; тогда она сможет соперничать с США за статус хозяина мировой резервной валюты. Естественно, такой страной может стать и Китай. И хотя сейчас Китай - всего лишь развивающаяся страна, не исключено, что спустя десятилетие она станет развитой, и ВВП Китая приблизится к ВВП США. Сейчас ВВП Китая уже превышает ВВП Германии. С точки зрения эффективности финансового управления Китай обошел и США, и Европу. Богатея, Китай будет перемещать фокус своей экономики в направлении от экспорта к удовлетворению внутреннего спроса. В какой-то момент Китай поймет, что регулировать курс своей валюты ему невыгодно, и тогда юань станет свободно конвертируемым, как и валюты всех крупных экономических держав мира.

Если посмотреть на историческую перспективу, то окажется, что все страны, испытывавшие длительный профицит бюджета, превращали свои 'мягкие' валюты в 'твердые', то есть такие, которыми торгуют на мировых рынках, а потому превращались в мировых кредиторов. Великобритания стала кредитором в первом десятилетии XIX века, США - в первом десятилетии XX века, и наградой этим странам стал статус обладателей твердых валют. Впоследствии, даже имея бюджетный дефицит, эти страны все равно оставались при своем статусе. Уже подписаны соглашения о свободном обмене юаня с такими странами, как Бразилия и Аргентина. Также Китай стремится подкрепить чиангмайскую инициативу по созданию общеазиатского резервного валютного пула. Итак, если китайцы смогут признаться себе, к чему все идет, то их отношение к СПЗ изменится. Став обладателем твердой валюты, Китай немедленно потеряет все преимущества, которые мог бы получить от повышения роли СПЗ, и не получит никаких взамен. С Китаем случится та же беда, которая настигла сейчас США.

Гамбитная комбинация, которую Китай пытается провернуть с СПЗ, на самом деле проигрышная. Пытаясь сдержать влияние США на мировой арене, китайцы невольно связывают руки себе самим. Разумеется, Китай может прямо сейчас начать бороться за повышение своего участия в СПЗ и отнекиваться от перспектив превращения юаня в твердую валюту, но такой курс едва ли можно назвать разумным. Почему бы китайцам вместо этого не начать готовиться к тому дню, когда США и Европа сами попросят ввести какую-нибудь международную валюту, чтобы хоть как-то сдержать экспансию юаня?

___________________________________________________________

Россия не будет выплачивать долги государственной компании ("The Wall Street Journal", США)

Единства по экономическим вопросам на самом деле нет ("The Financial Times", Великобритания)

Обсудить публикацию на форуме