Известный российский искусствовед и музыкальный критик Артемий Троицкий в интервью DELFI рассказал, что рад тому, что "алчность" не стала причиной застройки Старого города столицы Литвы, подобно Москве и Санкт-Петербургу. Он также полагает, что гей-парады - это форма гей-пропаганды, а в России "десталинизации нет даже в зародыше", тогда как в странах Балтии порою живут "застарелыми комплексами".
Артемий Троицкий приехал в Вильнюс для участия в ярмарке 'Арт-Вильнюс', которая проходит в столице Литвы в рамках мероприятий 'Вильнюс - культурная столица Европы'.
DELFI поинтересовался у А.Троицкого, известного своим острым языком, его впечатлениями от Вильнюса как культурной столицы Европы, а также его мнением по поводу некоторых проблем, актуальных в последнее время, как для Литвы, так и для России.
- С чем вы приехали в Вильнюс?
- Я приехал, во-первых, потому, что не был в Литве двадцать лет. Раньше я проводил здесь очень много времени, чуть было не женился на разных литовских девушках, у меня было много друзей среди литовских музыкантов, таких как Альгис Каушпедас, Виргис Стакенас, покойный уже Витаутас Кярнагис. Естественно, я приезжал на все фестивали 'Литуаника'. Поэтому мне очень приятно снова оказаться в Литве.
С чем я сюда приехал? Мои друзья из питерской галереи D-137 предложили сделать свой уголок на их стенде на ярмарке 'Арт-Вильнюс'. Там висят две картины из моей довольно смешной коллекции. И сегодня у меня будет что-то вроде лекции, на какую тему - я не знаю, но думаю, что что-нибудь сымпровизирую.
- Отношения с друзьями поддерживаете?
- К сожалению, в общем-то, двадцать лет я их не видел. Иногда мы созванивались, иногда встречались, где-то в окрестных территориях, то в Риге, то в Таллинне, но отношений, к сожалению, не поддерживал.
- По-вашему, Вильнюс за последние 20 лет изменился?
- Вильнюс изменился, к счастью, в небольшой степени. У вас более деликатно относятся, по крайней мере, к исторической части города. То, что сделали в районе бывшей гостиницы 'Лиетува', Вильнюс-Сити, я считаю нормальным и ничего криминального в этом не вижу.
Меня порадовало то, что Старый город абсолютно не застроился новыми 'шопинг-молами' и бизнес-центрами, элитными отелями. Даже как-то от сердца отлегло. Я боялся, что у вас сделают что-нибудь подобное происходящему в Москве и Питере, где алчность приводит к тому, что они ломают к черту все что можно.
- Есть ощущение, что вы в культурной столице Европы?
- Боюсь, что я таким ощущением еще не проникся, но ярмарка 'Арт-Вильнюс' мне симпатична. Я методично обхожу все стенды, прицениваюсь к некоторым картинам. Я считаю, что здесь вполне неплохой ассортимент всяческого современного искусства.
-Как бы вы определили понятие 'культурной столицы', каким критериям оно для вас должно отвечать?
- Я живу в России, а Россия - это не Европа. Поэтому этот культурный концепт сам по себе мне неизвестен. По всей видимости, это нормальная еврократическая акция. Я считаю, что это неплохо, и в европейских городах должно нести каким-то образом культуру в массы. Насколько это качественно, и какие при этом должны происходить конкретные действия мне сказать трудно.
То, что здесь проходит 'Арт-Вильнюс', я считаю, в любом случае полезно, потому что ни в одной из Балтийских стран до сих пор нет такой ярмарки. Хотя, может быть, латвийское искусство более известно в Европе, нежели литовское, если не считать, конечно, фотографии.
Может быть, Рига больше заслужила бы статус такого города для проведения арт-ярмарки. Но с другой стороны, очень важно и то, что эти акции стимулируют развитие искусства в данной стране. К тому же, я думаю, это будет стимулировать развитие искусства в этом регионе. Это очень полезное дело.
- Хотелось бы услышать ваше мнение по поводу двух вещей, актуальных и для Литвы и для России. Это отношение к геям в наших обществах и резолюция ПА ОБСЕ, которая наделала столько шуму в России. В том, что касается геев, нужно ли апеллировать к христианской традиционной морали, чем часто занимаются официальные власти или двигаться в направлении Старой Европы? Скажем, Нидерландам или Британии?
- Я считаю, что христианская модель давно устарела, и христианство уже давно из живой религии превратилось в музей религии. Поэтому жить по христианским канонам в 21 веке - это мило, но абсолютно неадекватно. За два тысячелетия мир слишком сильно изменился, хотя многие базисные понятия актуальны и сейчас. И я их очень уважаю.
Если говорить о Нагорной проповеди и десяти заповедях, то, безусловно, Христос провозглашал абсолютно справедливые и вечные вещи. Но если говорить о практике организованной религии, в том числе и христианской, придуманные за много веков после Иисуса Христа ограничения, выкрутасы и прочие параноидальные выхлопы христианских иерархов просто смешны.
В какой-то степени это относится и к гей-проблеме. У меня к этому свое отношение. Я считаю, что вопрос сексуальной ориентации абсолютно интимным и личным делом каждого человека. Поэтому, с одной стороны, я категорический противник гомофобии в любых ее проявлениях, будь она под христианским соусом или под соусом 'мачо'.
Точно так же я не являюсь сторонником гей-пропаганды. Я считаю, что гей-парады - это форма гей-пропаганды, и не очень понимаю, зачем они вообще нужны.
Хорошо, будут гей-парады, а потом будут стрейт-парады, где будут выходить мужики с пивными животиками и тискать подруг. Зачем это нужно? Мне не кажется, что это весело. Если кто-то гей, то пусть он любит и трахается с кем ему хочется. Это его право на 1000%. Но навязывать образ жизни, свою модель сексуального поведения другим людям... Какого черта? Я лично не знаю.
Гей-парады имеют право на существование, однако лично я не стал бы на них ходить. И конкретно тема гей-парадов меня абсолютно не волнует.Если начнут собирать подписи за разрешение гей-парада, я своей подписи не поставлю. В свое время я и агитировал, и ставил подпись за отмену уголовной статьи, по которой преследовался гомосексуализм. У нас в Советском Союзе это было. И я был одним из тех людей, которые протестовали против этого. Вот это - свинство.
Если человек захочет любить, жить с людьми одного с ним пола - это его выбор, его право, и преследовать его за это - абсурд. А все маркетинговые прогейские и антигейские акции... Мне все это не нравится.
- Ваши мысли в связи с резолюцией ПА ОБСЕ, литовцы немало сделали для ее принятия?
- К этой проблеме у меня двойственное отношение, так же, как и к проблеме геев. У нас все люди партийные. Если ты за права геев, значит, что ты там (в этой борьбе - DELFI) на сто процентов.
- У нас - это в России?
- Да, где угодно. Если ты антикоммунист, то у тебя сплошной стопроцентный антикоммунизм. Я человек беспартийный и вижу мир не в черно-белом спектре, а в спектре более многообразном и более сложном, чем он кажется.
С одной стороны, я, несомненно, считаю, что режим Сталина и режим Гитлера - близнецы-братья. И тот и другой заслуживают осуждения в абсолютно равной мере. И я считаю, что огромной проблемой, трагедией, может быть даже главной проблемой России является то, что у нас не произошло десталинизации, что ее не происходит, и, скорее всего, ее никогда не будет.
В Германии даже неонацисты открещиваются от Гитлера, и преступлений нацизма. Они могут ненавидеть турецких эмигрантов и говорить 'Германия - для немцев', но если вы их спросите о Гитлере, скажут, что это был психопат и они к нему не имеют отношения. То есть, денацификация в Германии прошла. И слава Богу.
Это просто смешно, больше половины населения считает, что Сталин был великим человеком, а из них еще 30% считают, что он был самым великим человеком в истории России 20-го века. И это ужасно. Мне плохо и стыдно за Россию, которая до сих пор не сделала этого. В той же Германии невозможно себе такого представить в отношении Гитлера.
Можно долго говорить на тему того, почему этого не сделано, но факт в том, что этого нет. Причем, этого нет даже в зародыше. И это ужасно, это чудовищная патология и российского государства и русского народа.
С другой стороны, когда я слышу выступления и наблюдаю за какими-то действиями нынешних балтийских властей, у меня складывается впечатление, что эти люди живут своими застарелыми комплексами. Что это люди, которые не в состоянии оторваться от прошлого, посмотреть в будущее, не в состоянии быть прагматиками, не в состоянии, в конце концов, изжить в себе какие-то жуткие патологические страхи к России.
Эти люди напоминают мне о ситуации, когда вы ведете машину, но при этом смотрите не вперед, на дорогу, а все время смотрите в зеркало заднего вида. Так обстоит дело и со всеми этими эти ребятами, которым до сих не дает покоя то, что было в сталинские годы.
Я считаю, вина России в том, что устами своих лидеров, каких-то президентов, премьеров, 'путина-шмутина', 'медведева-шмедведева', она до сих пор по-настоящему не извинилась перед странами Балтии за все те ужасы, которые сюда принесла.
Точно так же она не извинилась за интервенцию перед венграми и чехами, перед финнами за Зимнюю войну. Они говорят - 'да, это было не очень хорошо'. Такова их логика, но не так надо об этом говорить.
На самом деле, нужно приехать как Родион Раскольников, к примеру, в Вильнюс, встать на колени и сказать: ребята, простите за всех тех, кого мы выслали, всех тех, кого убили. Ничего этого Россия не сделала. Может быть, если бы она это сделала, в Балтии не было бы такой истерической, параноидальной реакции.
________________________
Россия вдохновляет европейских музыкантов на провокационные выходки ("The New York Times", США)
Фальшивые ноты звучат еще до выхода России на сцену ("Los Angeles Times", США)