Администрация Обамы ведет сегодня в Афганистане два сражения. Первое - это развернувшиеся на широком фронте боевые действия против "Талибана". Второе - борьба со временем в Конгрессе, где терпение может лопнуть быстрее, чем у талибов.
На военном фронте прошла неделя с того момента, как морские пехотинцы начали самое крупное за несколько лет наступление в Афганистане, войдя в южную провинцию страны Гельманд, чтобы искоренить движение "Талибан". Это наступление стало сигналом нового этапа военных усилий, и оно уже дало определенные успехи.
Но оно также снова продемонстрировало, что за победу в Афганистане придется дорого заплатить. На прошлой неделе погибло десять американских военнослужащих. Тем временем, американские руководители говорят о том, что необходимо готовить больше афганских солдат, а глава Пентагона заявляет, что до коренного перелома в борьбе с талибами осталось от года до полутора.
И вот здесь появляются политические соображения. Главные демократы в Конгрессе четко дали понять, что запас их терпения в Афганистане не безграничен, поскольку заканчивается уже восьмой год этой войны. В итоге Конгресс все же решил в полном объеме профинансировать военных, но дал понять, что Пентагону и Белому Дому следует продемонстрировать успехи к началу следующего года - иначе военное финансирование окажется под угрозой.
Если говорить коротко, то администрация разработала новую военную стратегию по Афганистану, назначила туда нового командующего, направила дополнительно 21000 военнослужащих (возможно, направит еще), а также начала первое из серии наступлений. Но при этом она постоянно слышит, как неумолимо тикают политические часы.
Военачальники хорошо осознают, что время уходит. Когда председатель Объединенного комитета начальников штабов адмирал Майк Маллен (Mike Mullen) говорил на этой неделе за обедом об Афганистане, в его речи звучали такие фразы: "ускорение", "как можно быстрее", "быстро, как только возможно". Думаете, он это не понимает?
Но быстрых побед адмирал Маллен не обещает. Он открыто и прямо заявляет, что "за последние три с небольшим года в уровне насилия и масштабах повстанческого движения в Афганистане тенденции отмечаются негативные". "Враг становится сильнее и действует решительнее. Нам надо переломить эту тенденцию в предстоящие 12-18 месяцев, начать ее менять, чтобы она пошла в обратном направлении".
Но будет ли у них это время? Когда законодателям этой весной предложили утвердить законопроект о финансировании войн в Ираке и Афганистане, влиятельный и волевой председатель Комиссии по бюджетным ассигнованиям палаты представителей Дэвид Обей (David Obey) выразил "глубокие сомнения" в том, что администрация может добиться военного успеха в Афганистане. Он открыто привел сравнения с Вьетнамом. Этот демократ из Висконсина провел в текущем году закон о выделении средств на войну, но потребовал, чтобы администрация в начале будущего года представила отчет о состоянии дел.
Другие лидеры в Конгрессе говорят, что у них больше терпения, чем можно предположить, исходя из положения дел. "Мы осознаем необходимость восстановления порядка после того, как администрация Буша разрушила его", - говорит ведущий демократ в составе Комиссии по бюджетным ассигнованиям Дебби Вассерман Шульц (Debbie Wasserman Schultz) из Флориды. В результате, отмечает она, "у меня возникает ощущение, что среди демократов в целом есть достаточный запас терпения", который позволит обеспечить безопасность и наладить там "демократический процесс".
Однако наведение порядка и создание демократии в Афганистане кажется задачей не из легких, возможно, даже непосильной. В августе в Афганистане пройдут всеобщие выборы, и президента Карзая вполне могут переизбрать на новый срок. Но это будет сомнительная победа, ибо его все чаще считают ненадежной опорой, лидером с весьма ограниченными возможностями по сплочению разрозненных и в корне отличающихся друг от друга фракций страны, человеком, который не в состоянии искоренить коррупцию во власти и создать сильные институты по обеспечению безопасности.
Тем временем, все яснее становится, что нужно американским военным для достижения успеха в Афганистане. Самая острая потребность - в помощи со стороны местных афганских сил. Адмирал Маллен говорит, что в рядах афганской армии чуть больше 80000 военнослужащих, однако ее численность надо увеличить как минимум до 134000 человек. В национальной полиции насчитывается около 82000 человек, но уровень их подготовки вызывает нарекания. США в срочном порядке направляют в Афганистан около 4000 военных инструкторов.
Тем временем, новый американский командующий в Афганистане генерал Стэнли Маккристал (Stanley McChrystal) проводит 60-дневную проверку численности американских войск, которую могут увеличить до 68000. Новая стратегия Маккристала предусматривает рассредоточение войск на театре военных действий для проведения противоповстанческих операций с использованием немногочисленных патрульных подразделений, которые будут выбивать талибов из деревень и поселков и, что более важно, удерживать их.
"Дело не в том, сколько врагов мы убьем, а в том, сколько мирных жителей мы защитим" от талибов, говорит адмирал Маллен.
Однако здесь есть долговременная опасность. Ведь талибы знают, что политические часы тикают, отсчитывая время. Они считают американцев временщиками, и могут просто пересидеть их в ожидании ухода.
___________________________________________________________
Американские чиновники стремятся завоевать умы и сердца жителей Исламабада ("EurasiaNet", США)
В Афганистане американцы сталкиваются с народным возмущением ("The New York Times", США)