Проект трубопровода Nabucco, предназначенного для транспортировки газа из Прикаспия в страны Евросоюза, - он уже получил название энергетического 'нового Великого шелкового пути' - в понедельник должен пройти первое серьезнейшее испытание. В этот день должно быть подписано официальное соглашение между государствами, через которые должна пройти эта 'нитка' протяженностью в 3300 километров.
Эту весьма амбициозную затею, однако, сопровождают политические дрязги: к примеру, Турция, откуда трубопровод берет свое начало, требует для себя 15% газа, который будет прокачиваться через Nabucco. Похоже, однако, что сторонам удалось найти компромисс, позволяющий выйти из тупика, и Анкара все же подпишет межправительственное соглашение, необходимое для реализации проекта.
Разразившийся в январе этого года кризис, вызванный газовым спором между Россией и Украиной, придал Nabucco особую актуальность, укрепив убежденность европейских потребителей в необходимости альтернативных маршрутов и источников газовых поставок. Многие представители энергетического сектора Европы и официальные лица теперь полагают, что проект скорее всего будет реализован.
Однако коммерческие перспективы Nabucco по-прежнему неясны: это связано с дефицитом необходимых для него объемов газа и конкуренцией со стороны более дешевых проектов. Для сооружения газопровода скорее всего потребуется дополнительная поддержка со стороны стран-участниц и руководящих органов ЕС.
Межправительственное соглашение должно быть подписано в Анкаре пятью странами-транзитерами: Турцией, Австрией, Венгрией, Румынией и Болгарией. Энергокомпании этой 'пятерки', наряду с немецкой RWE, и составляют консорциум для осуществления проекта Nabucco.
Турция требует для себя права закупки 15% проходящего через Nabucco газа для использования внутри страны или реэкспорта. Однако источник в правительстве этой страны утверждает, что Анкара не будет настаивать на включении этого положения в межправительственное соглашение. Вместо этого Турции были обещаны другие гарантии надежности газоснабжения, в частности, связанные с возможностью перекачивать 'голубое топливо' по этому трубопроводу в обоих направлениях, с тем, чтобы Турция могла воспользоваться запасами, накопленными в газохранилищах стран ЕС.
Но если политики, кажется, договорились, то экономические аргументы в пользу Nabucco, оправдывающие инвестиции в размере 8 миллиардов евро (11 миллиардов долларов, 7 миллиардов фунтов), найти труднее.
Со спросом проблем не будет. Еще год назад компании, заинтересованные в использовании поставок через Nabucco, подали необязывающие заявки на все объемы, которые позволит транспортировать его пропускная способность сразу после ввода в эксплуатацию (это произойдет самое раннее в 2013 г.). Куда труднее ответить на другой вопрос: где взять газ, чтобы заполнить эту 'трубу'? Единственная страна, которая гарантированно сможет предоставлять 'голубое топливо' для Nabucco сразу же после его вступления в строй - это Азербайджан. В ближайшие несколько лет он начнет добычу на крупном месторождении 'Шах Дениз-2'.
На этот же газ, однако, претендуют также Россия, Турция и два других планируемых газопровода, связывающих Грецию с Италией - Соединительный трубопровод 'Турция-Греция-Италия' (Interconnector Turkey Greece Italy (ITGI)), и Трансадриатический трубопровод (Trans-Adriatic Pipeline (TAP)). Умберто Куадрино (Umberto Quadrino), глава Edison - итальянской энергокомпании, поддерживающей ITGI - утверждает: 'Этот проект реализовать гораздо проще. Nabucco намного сложнее технически, и требует куда больше газа для заполнения'. Через ITGI должна осуществляться поставка в Италию 8 миллиардов кубометров газа в год, а планируемая максимальная пропускная способность Nabucco составляет 31 миллиард кубометров в год.
Многообещающим потенциальным источником газа для Nabucco является Ирак: в мае венгерская фирма Mol и австрийская OMV - обе они входят в консорциум Nabucco - заявили о планах по вложению 8 миллиардов долларов в разработку газовых месторождений иракского Курдистана. Другим таким источником может стать Туркменистан - там имеются большие запасы 'голубого топлива', и к тому же у этой страны возник газовый конфликт с Россией. Однако для этого необходимо будет решить проблему транспортировки газа через Каспийское море.
Тем не менее, если ITGI будет дан 'зеленый свет', Nabucco лишится самого доступного, дешевого и ближе всего расположенного источника поставок.
В случае реализации проект Nabucco станет стимулом для новых инвестиций в газодобычу, так что со временем проблема его заполнения скорее всего будет решена. В то же время такое развитие событий означает, что ему много лет придется работать не на полную мощность. Однако по мнению Джонатана Стерна (Jonathan Stern) из Института энергетических исследований (Institute for Energy Studies) при Оксфордском университете, у стран ЕС, возможно, хватит политической воли, чтобы на это пойти. 'Правительства европейских стран просто должны убедить свои энергокомпании поддержать Nabucco, - отмечает он. - Они скажут: 'Речь идет о проверке на прочность единой европейской энергетической политики и европейской солидарности, и вы должны оказаться на высоте''.
Что ждет газопровод в дальнейшем
(дополнительная информация из Брюсселя - Джошуа Чаффин (Joshua Chaffin)
Разработка межправительственного соглашения - лишь первый шаг на пути к окончательному решению по Nabucco. Следующими шагами станут:
- Подготовка технической части проекта, которая станет основой для его экологической оценки
- Подписание соглашений с газораспределительными компаниями, обеспечивающих заполнение 'трубы'. Эти фирмы постараются заключить соответствующие сделки со странами-поставщиками: на первом этапе речь, скорее всего, пойдет об Азербайджане, Ираке и Египте, а на втором - о Туркменистане
- Обеспечение финансирования. Еврокомиссия обещает выделить 200 миллионов евро (280 миллионов долларов, 170 миллионов фунтов) в качестве финансового стимула, но это лишь малая часть оценочных расходов на проект: они должны составить примерно 8 миллиардов евро. Европейский инвестиционный банк, по словам его представителей, готов профинансировать до 25% расходов, т.е. предоставить еще 2 миллиарда евро. Заручиться инвестициями коммерческих структур будет сравнительно нетрудно после того, как предварительные заказы обеспечат полное заполнение трубопровода, поскольку плата за транзит газа представляет собой надежный источник дохода. Проблема заключается в том, чтобы найти требуемые объемы газа.
Когда все эти вопросы будут решены, утверждают участники консорциума Nabucco, они будут готовы к принятию окончательного решения об инвестициях: скорее всего это случится в первом квартале будущего года.
После этого предстоит подписание контрактов с подрядчиками, поставщиками стальных труб и других материалов. Само строительство может начаться в будущем году.
_________________________________________________________
Турция дает добро ("Die Welt", Германия)
"Набукко" - важный проект для энергетической диверсификации ("Trend News Agency", Азербайджан)