Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Улыбайтесь, господа, улыбайтесь!

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Могут сказать: зачем комментировать этот бред, носящий явно провокационный характер? Ну, почему же, ведь комментируют люди "публицистику" различных профессоров различных наук, да и самого премьер-министра. Тем более, что эстонское законодательство создает весьма благоприятную почву для безнаказанного разжигания национальной и социальной вражды.

Под сообщением о том, что завершились Дни культуры Томской области в Эстонии, появился комментарий, не получивший на форуме никакого осуждения. Цитирую.

"DV, 07.07.2009 22:24

Если, они такие :ки и посол не обьяснил где они находятся, это большой минус Российскому посольству. Эсты наши враги и ни каких контактов. До каких пор можно делать вид, что все в меж национальных отношениях, все хорошо. Видно в России этим занимаются (враги народа), не коммпитетные люди )". (Орфография сохранена. Авт.)

Могут сказать: зачем комментировать этот бред, носящий явно провокационный характер? Ну, почему же, ведь комментируют люди "публицистику" различных профессоров различных наук, да и самого премьер-министра. Тем более, что эстонское законодательство создает весьма благоприятную почву для безнаказанного разжигания национальной и социальной вражды. В этой стране, пока "бьют не по морде, а по паспорту", можно писать все, что угодно, зная, что тебе за это абсолютно ничего не будет. В крайнем случае, суд может заставить комментатора принести извинение человеку, который счел себя обиженным, и обязать СМИ опубликовать опровержение. И все. Вспомните, хотя бы, какой понос изрыгнули антисемиты под сообщением "Постимеэс" о трагической гибели директора Еврейской гимназии Таллина. И пахло на сайте довольно долго, пока другие комментаторы не потребовали убрать эту мерзость. А подсчитать, сколько гадостей пишут ксенофобнутые комментаторы о русских в Эстонии, не поддается ни арифметике, ни высшей математике.

"Эсты наши враги и ни каких контактов"... Ну, да, еще не хватало только доказывать, что у каждого народа есть хорошие и плохие его представители. Мол, "в хороших гробах - хорошие москали". Если бы все обстояло действительно так, как того хотят скрывающиеся под никами провокаторы, тогда можно было бы порадоваться за господ профессоров и рапортовать: "Дело Ансипа живет и торжествует". Спросите, причем тут Ансип? А, что, разве уже кто-то забыл его "мародеров и пьяниц", захороненных на Тынисмяги?

С профессорами в Эстонии вообще напряженка. Один призывает закрыть российские телеканалы и учредить "ансипюгенд", другой - легализовать коноплю. Безусловно, каждый человек вправе иметь свое мнение и публично его высказывать. Вспомним "не профессора", а просто философа, Вольтера, который говорил: "Я не разделяю ваших убеждений, но я отдам жизнь за то, чтобы вы могли их высказать".

Спасибо Вольтеру и Delfi. Народ смог ознакомится с убеждениями своих профессоров и выразить свое отношение в комментариях. Однако, как быть с "врагами", с которыми не надо иметь никаких контактов? Мавры сделали свое дело, мавры могут уходить: им на смену пришли дежурные провокаторы, пользующиеся несовершенством действующего в стране законодательства. Ведь, если следовать тому же Вольтеру, "свобода состоит в том, чтобы зависеть только от законов".

Как же быть в таких условиях, когда закон позволяет не просто оскорблять и унижать чувство национального достоинства, а по сути дела натравливать один народ на другой? Действовать по принципу "сам дурак"? Есть более действенный способ сказать хаму, что он хам.

Улыбайтесь, господа, улыбайтесь

Тут хочется вспомнить другого великого философа - барона Мюнхгаузена. Это он языком Григория Горина произнес потрясающий тезис. "Я понял, в чем ваша беда. Вы слишком серьезны. Все глупости на земле совершались именно с этим выражением лица... Улыбайтесь, господа... Улыбайтесь..."

Есть выход: перед очередными выборами - парламентскими, местными, прочими, собрать депутатов в хорошем зрительном зале и пригласить на сцену Романа Карцева с его "раками". Или самого Михаила Жванецкого. И в момент, когда они будут читать "Я вчера видел раков, по пять рублей...", очень внимательно смотреть на лица кандидатов в депутаты.

А еще хорошо бы посадить в зале на первый ряд Андруса Ансипа и рассказать ему со сцены какой-нибудь анекдот про него самого. И поглядеть, как он будет реагировать. Ведь недаром великий Аркадий Райкин повторял, что высшим проявлением чувства юмора является умение смеяться над самим собой. Более чем уверен: мудрейший премьер в лучшем случае просто обидится, в худшем...

- Вы не знаете, кто это сидит и сочиняет политические анекдоты?

- Вы правы, кто сочиняет, тот сидит:

Правда, когда знакомишься с речами первых лиц государства, невольно возникает вопрос: а может быть, это они так шутят? Может быть, у этих лиц, юмор такой?

Из речи президента Ильвеса на открытии Монумента победе в Освободительной войне: "Стояли бы мы сегодня здесь? Говорили бы мы на эстонском языке? Наслаждались бы мы возможностью, вернее, свободой критиковать свое правительство, высказывать недовольство его решениями, политическими или эстетическими? Поэтому каждый эстонец должен осознать значение и важность Освободительной войны [1918-1920]".

Смеяться над самим собой опасно

На одном из туристических сайтов нашел "презентацию" Эстонии, как объекта, привлекательного для туристов. Ее автор - Вано Аллсалу. О себе он написал - "Ваш гид". Ну, гид, так гид. Читаем с начала и до конца:

"Плитняк - национальный камень Эстонии. Из него сложены средневековые стены домов и церквей. Он лежит под низменными равнинами, а выйдя к морю, обрывается крутым уступом. Балтийское море переменчиво - то поражает кротостью, то пугает яростью, омывая берега тысячи островов Эстонии. Лес простирается повсюду, и во все времена давал он эстонцам кров и тепло, был убежищем. Таяние снега, пробуждение природы и первые лучи весеннего солнца - неописуемая радость, которую в полной мере можно ощутить только в северной стране. И только здесь можно по-настоящему оценить чарующую красоту белой Ивановой ночи, когда на берегу моря жгут костры, а солнце скрывается лишь на миг. Три цвета эстонского флага - синее небо, черная земля и белый снег. Но не только! Это еще - трудолюбие миллиона людей и их стремление к образованию, настойчивость и упрямство, чему самым большим памятником являемся мы сами - пережившие всех завоевателей и все трудные времена.

В конце концов, именно люди формируют лицо своей страны. Эстонцы не легкомысленный народ, но это и интересно! Мы не станем хвалить притворно, но зато никогда не забываем настоящих друзей. Здесь, в этом уголке земли, в чести уравновешенность и здравый смысл: "Девять раз отмерь, один раз отрежь" - гласит эстонская пословица. Мы хотим, чтобы все было как нельзя лучше и усердствуем ради этого, порой, может быть, даже слишком.

"Тихая вода, глубокое дно" - говорит другая пословица. Эстонский юмор считается своеобразным - в нашей истории было не так много времен, когда мы могли свободно дышать и говорить. Жизнь на краю Скандинавии, на границе Востока и Запада добавила к нашей серьезности еще гибкость и находчивость, а также нужную дозу веселости! Так что эстонец далеко не только серьезный и скромный трудяга - не случайно старый и достойный ганзейский город Таллин стал столицей развлечений Северной Европы, а насладиться хорошей едой, холодным пивом и горячей баней, а также приключениями на природе можно по всей Эстонии. И не случайно эстонцы столь активно общаются в Интернете и пользуются мобильными телефонами. Да еще сами изобретают и внедряют новые решения, чтобы сделать жизнь удобнее и сберечь еще больше времени для общения, наслаждения жизнью в обществе друзей и близких, или же, напротив, для того, чтобы иметь возможность побыть в одиночестве.

В Эстонии нет высоких гор, огромных равнин или глубоких каньонов. Однако маленькая Эстония необъятна - такое разнообразие ландшафтов, растительности, погоды и настроений встретишь не везде. Рядом с современными удобствами и кипучей жизнью городов есть еще много нетронутой природы, воздуха и простора - мест, где каждый может быть самим собой.

Картины, открывающиеся перед путешественниками, неотделимы от нашей истории. Эстонцы принадлежат к старейшим народам Европы, которые жили на берегах Балтийского моря уже тогда, когда в Египте поднимались первые пирамиды. Уникальное сооружение было построено когда-то и здесь - церковь Олевисте с ее 159-метровой колокольней в XVI веке была самым высоким зданием в мире. Но прежде всего Эстония для меня - это земля, где все имеет человеческое измерение, где ничто не является слишком большим или столь незначительным, чтобы не привлечь внимания. Место, где история и сегодняшний день переплетены самым причудливым и неповторимым образом. Страна, которая еще только строится, где жизнь не стоит на месте, где люди открыты и любознательны, а завтрашний день всегда обещает быть лучше предыдущего".

Это круто. Особенно, про пирамиды Египта. Опять возникает вопрос: а, может быть, это автор так пошутил, а мы, тупые, чего-то недопоняли?

Однако можно почувствовать себя трижды тупым, от бессилия понять то, о чем пишет Владимир Фридлянд, рассказывая, что на русский язык переведена одна из самых известных книг Андруса Кивиряхка "Ноябрь, или Гуменщик" ("Rehepapp, ehk, november"):

"Что же касается "священных коров", то это напоминание о жесткой реакции части эстонских читателей и общества после выхода книги А.Кивиряхка "Rehepapp, ehk, november". Автора, с его особым чувством юмора, обвинили в неуважении к эстонскому народу.

Писатель Арво Валтон как-то заметил о своем талантливом молодом коллеге: "Он юморист и очень здорово, но не злобно посмеивается над самими эстонцами". Интересно и высказывание рецензента на спектакль "Поминки по-эстонски" в Москве в студии Фоменко: "...если вам захочется понять людей этой страны, отправляйтесь в театр, где идет спектакль "Поминки по-эстонски", и там за пару часов вы не только узнаете об истории этой страны, но поймете что такое "эстонский характер".

Книга "Ноябрь, или Гуменщик" - еще одна хорошая возможность для русскоязычного читателя познакомиться с работой талантливого писателя и открыть для себя черты современного эстонского юмора и характера".

Значит, современный эстонский юмор все же есть, даже такой, что автору пришили "неуважение к народу". Кстати, и Юхану Смуулу, вроде бы, в первые годы эйфории тоже прицепили ярлык "врага эстонского народа". Юмор есть, и юмористов хватает, причем, не только среди литераторов. Чтобы это понять, достаточно послушать речи отечественных политиков, почитать эстонские законы.

Правда, народу почему-то, не смешно. Не смеются люди, а в основном жалуются на жизнь, плачут. А помните притчу о восточном правителе, который все поднимал и поднимал налоги? После очередного их повышения он спросил визиря, как отреагировал народ. "Плачут", - ответил визирь. Тиран еще повысил налоги. "А теперь как?" "Еще сильнее плачут", - сказал визирь. Правитель еще больше увеличил налоги. "Ну, а теперь как?" "Теперь смеются". "Все", - сказал правитель, и заморозил налогообложение.

Так что, улыбайтесь, господа, улыбайтесь...

Обсудить публикацию на форуме

_______________

Как стать эстонцем ("Postimees", Эстония)

Патриотизм с привкусом шовинизма ("Postimees", Эстония)