Президент Барак Обама заслужил похвалы за сдержанное отношение к Москве во время своего визита на прошлой неделе. Это помогло достичь определенных результатов, например, получить согласие России на договор о сокращении ядерных вооружений и право воздушного транзита для американских военных самолетов на пути в Афганистан. Но в некоторых частях нашей планеты такого рода взаимодействие влечет за собой ущерб делу продвижения демократии. Возьмем в качестве примера Кыргызстан, бывший когда-то "островком демократии" в Средней Азии. Сегодня он не без помощи США сползает обратно к авторитаризму, подобно своим соседям.
30 июня, как раз на той неделе, когда организация Freedom House опубликовала доклад, из которого становится ясно, что Кыргызстан подобно соседям по Средней Азии превращается в "жесткий авторитарный режим", администрация Обамы заключила с правительством Киргизии соглашение о продлении аренды авиабазы Манас, которая является ключевым северным центром обеспечения войск США в Афганистане.
Эта сделка по базе, получившей новое название "транзитного центра", даст миллионы долларов правительству президента Курманбека Бакиева, который нарушил практически все свои демократические обещания, данные в 2005 году, когда он пришел к власти после народного восстания, изгнавшего из страны его предшественника. В последнем исследовании о коррупции, опубликованном организацией Transparency International, Кыргызстан занял 166-е место среди 180 стран.
Возможно, Бакиев и поворачивается спиной к демократии, но он проявил себя как весьма хитрый бизнесмен, способный использовать геополитические рычаги, чтобы получать американскую помощь для своей обнищавшей страны. Вопрос в том, будет ли эта помощь способствовать долгосрочному развитию Кыргызстана, или от нее выиграют в основном Бакиев и его близкое окружение.
В феврале Бакиев оказал давление на администрацию Обамы, которая превратила афганскую войну в приоритет своей политики национальной безопасности. Он объявил о закрытии американской военно-воздушной базы. Бакиев знал, что Россия недовольна существованием этого американского объекта, который открылся в 2001 году после событий 11 сентября, поскольку считает Киргизию страной, находящейся в сфере своего традиционного влияния. Он к собственной выгоде воспользовался недовольством населения этой базой, вызванным, среди прочего, не получившим объяснения убийством местного водителя американским военнослужащим, которого вывезли из страны еще до того, как началось уголовное расследование. Он также поддевал американцев заявлениями о том, что местная экономика от существования базы получает весьма ограниченные выгоды, потому что США на базе почти не пользуются услугами Киргизии, удовлетворяя свои потребности за счет иных источников.
План Бакиева сработал. Согласно новой договоренности, Соединенные Штаты заплатят ему почти 180 миллионов долларов, включая 60 миллионов арендной платы за пребывание в Киргизии. Это в три с лишним раза больше сегодняшнего объема выплат. Кроме того, они заплатят 37 миллионов долларов за модернизацию базы и 30 миллионов за установку авиационных систем навигации.
Сама по себе эта сделка даст киргизскому правительству еще больше денег. Но это также даст Америке возможность заново подтвердить важность демократических норм в ее отношениях с одним из самых проамерикански настроенных народов в Средней Азии.
Соединенные Штаты и Кыргызстан только выиграют от того, что Америка задействует более принципиальные подходы в дипломатии. И администрации Обамы следует иметь это в виду.
Первое: важна прозрачность. Народ Киргизии согласился на существование американской базы в своей стране, потому что он разделяет цели Америки в войне с террором. Но люди ждали, что американская военная база даст им новые возможности для бизнеса и новые рабочие места. Поэтому база должна функционировать как часть того района, где она расположена. Она должна максимально использовать возможности местного бизнеса и торговли для собственного обеспечения. Американские военные должны также проявлять открытость и справедливость в практике подрядов. Долгие годы Соединенные Штаты говорили народу Киргизии о преимуществах честного конкурентного рынка, на котором контракт получает самый лучший претендент, а не человек с хорошими политическими связями. США должны теперь на практике показать то, чему они учили.
Второе: национальная безопасность США это еще не все. До 2001 года Соединенные Штаты предоставляли Кыргызстану сотни миллионов долларов помощи на долгосрочное демократическое и экономическое развитие, а также на поддержку этой страны как модели открытого общества с демократическими институтами и рыночной экономикой, как образца для всей Средней Азии, которая является частью мусульманского мира. Народ Киргизии с уважением относился к такому подходу в дипломатии, в рамках которого США предлагали ему дружбу и искренний совет, подвергая порой власти заслуженному порицанию за посягательства на политические свободы, за сомнительные выборы и за лишение свободы политических оппонентов. Но когда в 2001 году база была открыта, киргизский народ обнаружил, что его отношения с США, будучи многогранными, теперь полностью зависят от сохранения этой базы.
США надо отказаться от этой навязчивой политики военных баз и уделить больше внимания своей долговременной дружбе с Кыргызстаном, в том числе, политическим реформам в этой стране. Предстоящие на следующей неделе президентские выборы в Киргизии станут первой проверкой наличия у обеих сторон воли к проведению политических реформ, которая серьезно ослабла с приходом президента Бакиева к власти в 2005 году. Новый контракт о "транзитном центре" дает США возможность показать киргизскому народу и остальным, что они по-прежнему ставят во главу угла принципы. Если это так, то мы узнаем, что Америка снова на верном пути.
Бактыбек Абдрисаев - приглашенный заслуженный профессор истории и политологии Университета долины Юты (Utah Valley University). В 1997-2005 гг. он занимал пост посла Кыргызстана в США и Канаде.
_______________________________________________________
Новая база - новая проблема ("Radio Free Europe / Radio Liberty", США)
США - Россия: геополитический торг вокруг Центральной Азии ("Евразийский Дом", Россия)