Шалва Чигиринский, преследуемый российский магнат, заявил, что всесильная жена московского мэра Елена Батурина тайно владеет половиной его доли в Sibir Energy, а также всех его фирм, связанных с недвижимостью. В обмен на это, по его словам, Батурина помогает Чигиринскому в 'бюрократических вопросах'.
В свидетельских показаниях, отправленных в лондонский Верховный суд в рамках сложной юридической схватки за право владения 23,5 процентами акций Sibir Energy Чигиринского, адвокат магната Кристофер Грирсон (Christopher Crierson) утверждает, что его клиент опасается, что Батурина под 'прикрытием' еще одного российского предпринимателя Руслана Байсарова пытается отобрать его долю акций российской нефтяной компании, внесенной в списки лондонского Альтернативного инвестиционного рынка.
Документы, отправленные в суд как раз перед началом развала империи Чигиринского и полученные редакцией Financial Times, могут пролить свет на то, как Чигиринский из мелкого торговца антиквариатом превратился во владельца крупных холдинговых активов в таких отраслях, как недвижимость и нефть.
Sibir Energy - компания средней руки - боролась с 'Сибнефтью' Романа Абрамовича за нефтеперерабатывающий завод в Москве и за одно нефтяное месторождение в Сибири.
Также в документах утверждается, что будет пролит свет на сотруднические отношения между бизнесом и властью в Москве. Батурина, которую редакция журнала Forbes считает богатейшей женщиной в России, свою собственную компанию 'Интэко' превратила в настоящую империю.
По словам Батуриной, обвинения - не просто 'неправда, но и полная противоположность реальности'. В распространенном в ответ на вопросы Financial Times заявлении она говорит следующее:
'Эта ложь - просто попытка уклониться от уплаты долга'.
Когда-то Sibir Energy была любимой компанией британских инвесторов, потому что у нее было 'корпоративное управление в британском стиле', но потом вокруг нее разразилось несколько скандалов, связанных именно с корпоративным управлением. Сейчас ее приобретает государственная компания 'Газпром-нефть'.
Адвокат Чигиринского утверждает, что его клиент вступил в партнерские отношения с Батуриной в 1999 году, чтобы укрепить свое положение в Москве, так как 'ни один крупный проект в городе не может быть реализован без ее поддержки'.
И хотя Чигиринский сам финансировал весь свой бизнес как в сфере недвижимости, так и в нефтяной сфере, Батурина должна была 'обеспечить отсутствия препятствий в виде планирования и прочих бюрократических вопросов'.
Чигиринский утверждает, что потратил на Батурину около двенадцати миллионов долларов, в частности, оплачивал обслуживание ее личного самолета.
Согласно свидетельским показаниям, прибыль и убытки от партнерской деятельности распределялись между Батуриной и Чигиринским поровну. Неформальное соглашение было узаконено в 2003 году, когда были созданы и зарегистрированы на Британских Виргинских островах две компании, Rossini и Salvini, где и хранятся пятьдесят процентов акций нефтяных и девелоперских компаний, принадлежащие Батуриной.
В показаниях, как утверждается, также фигурируют подписанные Батуриной и Чигиринским документы, фиксирующие основание корпорации.
В 2007 году муниципальное правительство Москвы приобрело 18 процентов акций Sibir.
Как сообщила Батурина в упомянутом выше заявлении, 'единственный вопрос', существовавшим между ней и Чигиринским, был связан с кредитом, который, по ее словам, Чигиринский не вернул.
У самого Чигиринского сейчас начались очень большие финансовые и юридические проблемы. Он позаимствовал активы компании на сумму 325 миллионов долларов, чтобы выплатить долги западным банкам, так как прошлой осенью его накрыло волной запросов на увеличение маржи.
Сейчас от Чигиринского требуют компенсаций миноритарные акционеры компании Sibir, а также российский государственный банк ВТБ, которому магнат задолжал сто миллионов долларов.
В суд Чигиринский подал потому, что пытается не дать своим бывшим партнерам завладеть его 23,5-процентной долей Sibir после того, как компанией завладеет 'Газпром-нефть'.
Чигиринский выдвигает претензии к своему патнеру по Sibir Игорю Кесаеву, владельцу крупнейшей компании, занимающейся продажей табачных изделий, а также к компании 'Бронсон', якобы принадлежащей видному чеченскому предпринимателю Байсарову, ранее бывшему партнером Чигиринского, а ныне завладевшего правами на кредит на сумму 192 миллиона долларов, взятого Чигиринским под залог его 23,5-процентной доли.
Чигиринский добился того, что суд Британских Виргинских островов, а также суд в Лондоне принял временные постановления, не позволяющие распродавать его долю. Магнат утверждает, что Байсаров на самом деле исполняет волю Батуриной.
Кесаев и Элейн Добсон (Elaine Dobson) - адвокат, представляющий, как утверждается, интересы Байсарова, комментарии предоставить отказались.
________________________________________________________
События вокруг Sibir вновь поднимают вопрос о листинге российских фирм в Лондоне ("The Guardian", Великобритания)
Олигархи - от А до Я ("The Independent", Великобритания)