Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Лето недовольства Восточной Европы

ЕС должен разумнее распоряжаться своим мягким влиянием в регионе

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
В Восточной Европе уже третий сезон отпусков сорван из-за кризиса. Война в Грузии в августе 2008 г. застала большинство европейских дипломатов на пляжах. Газовый кризис на Украине разразился прямо на Новый год. А на Пасху горел молдавский парламент. ЕС стоит готовиться к очередному лету, богатому на события.

В Восточной Европе уже третий сезон отпусков сорван из-за кризиса. Война в Грузии в августе 2008 г. застала большинство европейских дипломатов на пляжах. Газовый кризис на Украине разразился прямо на Новый год. А на Пасху горел молдавский парламент. ЕС стоит готовиться к очередному лету, богатому на события.

Новые выборы в Молдове должны быть проведены 29 июля, после того, как окончательно зашедший в тупик парламент дважды не сумел избрать нового президента. Новый газовый спор между Украиной и Россией может разгореться в июле или августе - "Газпрому" срочно нужно исправлять пошатнувшееся финансовое положение, а Украина никак не может найти деньги, чтобы заплатить за газ.

На фоне такого всплеска активности ЕС считает свою способность влиять на ход событий в Восточной Европе чем-то само собой разумеющимся. Это ошибка. На самом деле, две волны расширения ЕС в 2004 и 2007 гг. оттолкнули крайний восточный регион еще дальше на восток. Например, на практическом уровне его жителям нужны теперь визы для посещения новых государств-членов ЕС - таких, как Польша и Венгрия.

Кроме того, расширение ЕС создало для него и менее ощутимые проблемы. Граждане коррумпированной и расколотой Украины, которые видят, как перспектива вступления в ЕС тает на горизонте, задаются вопросом о том, чем их страна отличается от коррумпированной и расколотой Румынии, принятой в Европейский Союз. Опросы, проводимые на Украине, в 'центровом' государстве региона, показывают, что 42 процента населения выступают за интеграцию с Россией против 34 процентов, выступающих за интеграцию с ЕС. Государства региона слабы и либо неспособны, либо не готовы принимать объемный набор норм ЕС, что необходимо даже для того, чтобы страна считалась кандидатом на вступление в Евросоюз. Лишь в крошечной Молдове общественное мнение твердо поддерживает курс на вступление в ЕС.

Однако общая картина не так плоха. Практические блага общего рынка сближают новые государства-члены с Западом в экономическом плане. Что касается, стран региона, не состоящих в ЕС, то у пяти из шести - Украины, Молдовы, Грузии, Армении и Азербайджана - объем товарооборота с ЕС выше, чем с Россией; исключение составляет шестая - Беларусь. Но ЕС не удается трансформировать свою экономическую роль в политическое влияние. Россия более тщательно распоряжается своими ресурсами, и научилась пользоваться стимулами. В ходе нынешнего экономического кризиса она предлагает соседним государствам конкретные блага - такие, как открытые рынки труда, дешевые энергоносители и твердая валюта (займы и торговые льготы). Как показала война в Грузии, Россия также использует жесткое влияние - не просто военную силу, но и экономическое принуждение. Сегодня Россия ведет торговые конфликты со всеми своими соседями, причем каждый из них совпадает с политическим спором.

В этом отношении ЕС отстает от России. Он не применяет жесткое влияние. Спорадическое использование 'умных' санкций - запрет на въезд и замораживание активов руководства Беларуси в связи с фальсификацией выборов и мятежной 'Приднестровской Республики' в Молдове - не принесли особых результатов. Его мягкое влияние также часто оказывается неэффективным, в особенности, на человеческом уровне. Его ограничительная визовая политика означает исключение хрупкого среднего класса восточных соседей из европейского мэйнстрима. Студенческий обмен минимален, а у ЕС нет реального медийного присутствия на восточноевропейских рынках, которые во все большей степени монополизируются российскими СМИ и все более централизующимися властями.

Неспособность ЕС к трансформации региона и тенденция слабых государств на стравливание России с Западом ведут к частому возникновению проблем. Кризисы не просто серьезны, они многогранны и постоянно углубляются. Одни вызваны слабостью государства - отсутствием контроля над территорией и господством коррумпированных особых интересов. Другие связаны с попытками России создать сферу влияния (Россия стремится к контролю над газовой инфраструктурой и сохраняет военное присутствие во всех шести государствах). Эти проблемы лишь подчеркнул экономический кризис, от которого регион пострадал особенно жестоко.

Политика ЕС в отношении региона не должна быть основана ни на отдаленной перспективе вступления, ни на политике 'расширения в облегченной версии', которая по сути сводится к навязыванию норм ЕС и продвижению интересов ЕС без обещаний вступления и существенной финансовой поддержки. Вместо этого, ЕС должен разрабатывать стратегии солидарности для каждой конкретной страны, чтобы преодолевать существующие слабости - например, развивать достигнутое в марте 2009 г. соглашение с Украиной о модернизации ее системы газопроводов. Необходимо срочно либерализовать визовые режимы для граждан соседних стран, чтобы оживить тающее мягкое влияние ЕС и обеспечить нормальные условия для поездок добропорядочных граждан соседних стран в ЕС вместо сохранения нынешней ситуации фактической перманентной нелегальной миграции.

Кроме того, ЕС должен вновь поместить Восточную Европу на свою дипломатическую карту. Запущенное в мае 'Восточное партнерство' - хороший старт. Его цель - оживить политику ЕС на Востоке, предложив региону новый набор соглашений об ассоциированном членстве, обсуждение упрощения визового режима и регулярные встречи на высшем уровне. Но начинать его так, как оно было начато, не следовало ни в коем случае - ведь Ангела Меркель была единственным из лидеров крупных государств ЕС, посетившим пражский саммит. Лидеры государств ЕС должны научиться принимать во внимание озабоченности стран региона в сфере политики и безопасности и инкорпорировать их в зарождающиеся дискуссии о новой европейской архитектуре безопасности между США, Россией и ЕС. В настоящее время эти дискуссии исключают соседние государства.

Политика ЕС является слишком долгосрочной, а регион сотрясают краткосрочные кризисы. Как осознают США применительно к своим мексиканским и карибским задворкам, проблемы бедности, коррупции и слабости государства отнюдь не заканчиваются на границе. Понятно, что ЕС волнуют в первую очередь его внутренние проблемы, но они лишь усугубятся, если окружение ЕС останется нестабильным.

Э. Уилсон и Н. Попеску - научные сотрудники Европейского совета по международным отношениям, соавторы недавнего доклада 'Ограничения расширения в облегченной версии: европейское и российское влияние в непростом регионе' (The Limits of Enlargement-lite: European and Russian Power in the Troubled Neighbourhood)

________________________________________________________

Скажите 'нет' НАТО, говорят украинцам американские эксперты ("Russia Profile", Россия)

Не пустая мечта ("The Financial Times", Великобритания)

Обсудить публикацию на форуме