Вчера президент России Дмитрий Медведев впервые за год, прошедший после российско-грузинского конфликта и признания Москвой независимости двух сепаратистских регионов Грузии, отправился с визитом Южную Осетию.
Зачем Дмитрий Медведев приехал в Южную Осетию?
Неожиданный визит российского президента в Южную Осетию - своего рода премьера. Ни до, ни после августовской войны руководитель такого ранга не приезжал ни в одну из этих сепаратистских провинций Грузии, независимость которых Москва признала после конфликта с Тбилиси. В мае какое-то время говорили о возможности визита Владимира Путина в Абхазию, но это вызвало волну протестов в Грузии. В результате вчерашнего визита, который, кажется, был незапланированным, не было подписано ни договоров, ни совместных заявлений. По мнению аналитика Евгения Волка, для Кремля речь шла прежде всего о том, чтобы "адресовать посыл Грузии и Соединенным Штатам" - всего через несколько дней после визита в между Барака Обамы, который старался избегать прямых дискуссий по этому вопросу. Кремль не отказал себе в удовольствии обозначить, кто хозяин в этом регионе. Доказательством этому послужили и недавние военные учения "Кавказ-2009", которые завершились накануне визита Барака Обамы в Москву, и вето России, которая выгнала из Абхазии военных наблюдателей ООН, а из Осетии - наблюдателей Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе.
Какова ситуация в республике?
Южная Осетия, которая считается независимой республикой, кажется всего лишь дополнительным регионом Российской Федерации, заниматься которым у Москвы нет ни времени, ни средств, учитывая, что экономический кризис оказывает негативное влияние на федеральный бюджет, а Северный Кавказ переживает новую волну насилия. Спустя год после боевых действий столица Цхинвали все еще лежит в руинах, а восстановительные работы, на которые Москва выделила более 200 миллионов евро, затягиваются. Коррупция процветает настолько, что Москва в январе временно приостановила финансирование работ, после доклада федеральных контрольных органов, согласно которому потрачено было только 1,4 миллиона.
Каковы последствия этого шага для отношений с Тбилиси
Визит Медведева в Цхинвали совпал с визитом Михаила Саакашвили в Анкару, где он принял участие в саммите, посвященном проекту строительства газопровода Nabucco, который должен соединить Европу с газовыми месторождениями Каспийского моря через Грузию и Турцию. Грузинский президент энергично осудил "то, что войдет в историю России как самый аморальный и постыдный прецедент за многие столетия". Этот визит, очевидно направленный на то, чтобы обозначить присутствие России в этом регионе, не предвещает ничего хорошего, притом что российские и грузинские наблюдатели и политики постоянно, на протяжении многих недель, предсказывают новую эскалацию напряженности и новый военный конфликт. С отъездом международных наблюдателей становится все более сложно получать достоверную информацию - а значит, международному сообществу становится сложнее предупреждать возможные инциденты. Так, неизвестно, сколько российских солдат находится в Абхазии и Южной Осетии. В июне глава генерального штаба объявил о сокращении войск, но ни во что конкретное это не вылилось. Как показывает визит Медведева в Южную Осетию, инициатива остается за Россией.
_________________________________________________________
Медведев обещает помочь Южной Осетии в восстановлении ("The New York Times", США)
Визит Медведева в Цхинвали Саакашвили называет 'позорным' и 'аморальным' актом ("Civil.ge", Грузия)