Российский миллиардер Олег Дерипаска заявил в интервью Би-би-си, что рассматривает возможность разорвать свои деловые связи с Великобританией.
"Я не уверен, что в будущем буду поддерживать какие-либо связи с Британией", - сказал Дерипаска в интервью программе Би-би-си Newsnight, полная версия которого будет показана во вторник вечером.
Это заявление последовало за банкротством расположенной в Бирмингеме компании LDV, которая раньше принадлежала российскому бизнесмену.
Тем не менее, Дерипаска по-прежнему владеет особняком в одном из самых престижных районов Лондона, который, предположительно, обошелся ему в 25 млн фунтов (40 млн долларов).
"Летний отдых"
В прошлом году Дерипаска оказался в центре скандала после вечеринки на его яхте, в которой участвовали бывший торговый представитель Британии в Евросоюзе Питер Мэндельсон и министр финансов теневого кабинета, консерватор Джордж Осборн.
Мэндельсона, успевшего с тех пор пересесть в кресло министра торговли и бизнеса, российский бизнесмен по-прежнему называет своим другом и настаивает, что никаких деловых вопросов на яхте не обсуждалось.
"Я совершенно не рассматривал их как британских политиков, - говорит Дерипаска. - Это просто был летний отдых. Мы отлично поужинали, там было много людей, и я очень удивлен, что журналисты "наехали" именно на этих двоих и раздули из этого скандал".
Скандал разразился из-за того, что компания Олега Дерипаски "Базэл" обеспечивает значительную часть европейского импорта алюминия, а Питер Мэндельсон на тот момент как раз контролировал тарифы на поставки в Европу цветных металлов.
"Я пытался держаться подальше от российских политиков - с чего бы мне сближаться с британскими?" - заявил Дерипаска, комментируя эту историю, получившую широкий резонанс в прессе.
По его словам, он не был в Британии уже больше года, и у него даже нет действующей британской визы.
Взвешенное решение?
Как отмечает интервьюировавший Дерипаску журналист Би-би-си Тим Хьюэлл, разочарование бизнесмена в Британии частично вызвано историей с компанией LDV, принадлежавшей контролируемой Дерипаской группе "ГАЗ".
Когда из-за мирового финансового кризиса LDV, как и многие другие автопроизводители, оказалась на грани банкротства, оставался шанс, что фирма сможет удержаться на плаву при условии финансовой поддержки со стороны государства - как это произошло с десятками крупных компаний в других странах.
Однако переговоры о бюджетных вливаниях закончились безрезультатно - несмотря на то, что решение о выделении этой помощи напрямую зависело от лорда Мэндельсона, ныне возглавляющего министерство бизнеса и торговли.
Есть предположение, что LDV позволили обанкротиться именно потому, что британские власти побоялись очередных обвинений в фаворитизме в отношении российского миллиардера. Если это так, считает Дерипаска, то это плохо для всей страны.
"У вас есть хорошая компания, хороший персонал и сложная технологическая цепочка, - объясняет бизнесмен. - В Британии осталось не так много компаний, которые могут нормально поддерживать производство. И вдруг на основании раздутого газетами буквально из ничего скандала эта компания вынуждена свернуть бизнес. Почему?"
Впрочем, подчеркивает Дерипаска, он совершенно не настаивает, что LDV непременно должна была получить финансовую помощь - это решение находится в компетенции исключительно британского правительства. Он лишь надеется, что решение было взвешенным, а не спровоцированным недавним скандалом.