Москва. Уже почти пять лет в России, занимающей третье место в мире по продажам пива, действует запрет на изображение людей в рекламе этого напитка.
В ответ на это специалисты пивоваренных компаний по маркетингу пользуются такими альтернативами, как закадровые голоса или анимированные пивные бутылки, чтобы придать живость своей рекламе. Они говорят, что эти уловки - легитимные способы обойти запрет.
Но в рамках новой антиалкогольной кампании Кремля законодатели начали ужесточать правила, призванные сделать пиво менее привлекательным для молодежи.
Результат: шумные российские любители пива, а вместе с ними и веселые пивные бутылки должны исчезнуть из эфира.
'Все одушевленное будет сведено на нет, - говорит Юлия Крантикова, менеджер московского рекламного агентства Publicis United, являющегося подразделением парижской Publicis Groupe. - Станет гораздо труднее, чем сейчас, создавать рекламу, выделяющуюся из общего ряда'.
В последние месяцы призывы принять срочные меры против пьянства среди несовершеннолетних звучали со стороны целого ряда общественных деятелей - от президента Дмитрия Медведева до патриарха Кирилла, главы Русской православной церкви. Все они указывали на то, что особую озабоченность вызывает чрезмерное потребления пива несовершеннолетними.
Хотя в России по закону разрешено потреблять алкоголь с 18 лет, на пиво это правило часто не распространяется, потому что официально оно не считается алкогольным напитком.
За последние 15 лет такие крепкие напитки, как водка, стали менее популярны среди молодежи, а потребление пива в России выросло втрое, чему способствовали низкие цены, общедоступность и нечеткость норм. С ежегодным объемом продаж порядка 17 млрд. долларов Россия занимает третье место в мире по чистому потреблению пива, уступая лишь Китаю и Соединенным Штатам. Это выгодно прежде всего зарубежным пивоваренными компаниям, контролирующим более 80 процентов рынка.
Теперь, когда в результате глобального спада сотни тысяч россиян остались без работы, лидеры страны говорят о том, что создается подходящий климат для повышения потребления алкоголя, вызванного стрессом. Поэтому Кремль обратил внимание на пиво.
Контролем за соблюдением норм занялась Федеральная антимонопольная служба России. В ведомстве говорят, что использование закадровых голосов и анимированных бутылок и кружек в рекламе пива противоречит духу действующего в стране запрета на использование в подобной рекламе людей и животных.
'Это создает впечатление чьего-то присутствия, - говорит Андрей Кашеваров, заместитель главы ФАС. - Мы не хотим, чтобы эта тенденция сохранялась'.
Кашеваров приводит рекламу марки пива, принадлежащей голландской пивоваренной компании Heineken NV, в качестве примера того, что в будущем станет неприемлемым. Один из рекламных роликов пива 'Три медведя' изображает сцену на пикнике: тут и лес, и речка, и костер, и, разумеется, пиво.
Потрескивают дрова в костре, невидимые руки разливают ледяное пиво, закадровые голоса произносят игривые тосты, а трое мужчин обмениваются шутками с парой обнаженных купальщиц. Зрители знают, что купальщицы - тоже невидимые - обнажены, потому что их одежда висит на шезлонгах, а сами они сообщают о том, что забыли купальники.
Кашеваров говорит, что этот ролик изумил регулирующие органы. По его словам, замечательно, что компании подходят к делу творчески, но пивовары зашли слишком далеко.
В мае его ведомство собрало крупнейших пивоваров страны - Carlsberg A/S, Heineken, Efes Beverage Group и Anheuser-Busch InBev - и рекламные агентства, чтобы сообщить им о том, что теперь правила будут интерпретироваться более строго. Подчиняйтесь правилам или ваши ролики будут изучать в суде, сказали им. По российскому законодательству ФАС имеет полномочия налагать на компании-нарушители крупные штрафы.
Чиновники заявили пивоварам, что они больше не хотят слушать закадровые голоса распивающих пиво, равно как звон бокалов. Кроме того, неодушевленные предметы - такие, как пивные бутылки - больше не должны демонстрировать человеческие качества.
Одна из двух гигантских государственных компаний, контролирующих телевизионную рекламу в России - "Газпром-Медиа" - уже уведомила в письменной форме рекламные компании о том, что с 1 августа они обязаны подчиняться новым правилам.
В то же время, пользующийся поддержкой Кремля парламентарий Антон Беляков предложил законопроект о полном запрете рекламы пива на телевидении и радио. Сложно сказать, какова вероятность его принятия. Беляков, бывший врач, называет рекламу пива 'массовой пропагандой нездорового образа жизни'.
По словам пивоваров, российский опыт показывает, что ужесточение норм не снизит продажи пива. 'Ряд исследований, в которых рассматривалась взаимосвязь между рекламой и потреблением алкоголя, говорят об отсутствии убедительных доказательств того, что реклама оказывает влияние на общий уровень и стиль потребления алкоголя', - говорит Ирина Архипова, директор по корпоративным вопросам и коммуникациям SUN InBev Russia, подразделения компании Anheuser-Busch InBev, занимающей второе место по уровню продаж в России.
Другие пивовары говорят, что они всегда найдут способ достучаться до потребителя. 'Если реклама на телевидении будет полностью запрещена, то мы переориентируем нашу деятельность в СМИ таким образом, чтобы потребление [пива] осталось, по крайней мере, на нынешнем уровне', - говорит Даниил Бриман, вице-президент по корпоративным вопросам принадлежащего Carlsberg ОАО 'Балтика', крупнейшей в России по объемам продаж пивоваренной компании.
Вадим Дробиз, независимый аналитик рынка алкоголя, говорит, что официальная кампания по борьбе с алкоголизмом является политически мотивированной и ориентированной на консервативные элементы российского общества - такие, как все более влиятельная Русская православная церковь. По его словам, она обречена на неудачу точно так же, как и последняя крупная антиалкогольная кампания 1980-х годов, когда закрывались водочные заводы и резко сокращались часы продажи алкоголя.
'Рекламу можно ограничить, - говорит Дробиз. - Но результата не будет'.
_________________________________________________________
Алкоголь ("O Globo", Бразилия)
Медведев хочет бороться с алкоголизмом ("Spiegel", Германия)