Подписание в Анкаре в понедельник соглашения о строительстве газопровода "Набукко" сделало решение вопроса о Нагорном Карабахе проблемой первоочередной важности для Европы.
"Набукко" - уже третий стратегический проект в регионе, где остаются нерешенными сразу несколько межэтнических конфликтов. И если вопрос Абхазии и Южной Осетии вот уже год как перешел на другой уровень сложности, то в отношении карабахского конфликта, наоборот, раздаются все более оптимистичные заявления.
Последнее из них прозвучало в прошлую пятницу из итальянского города Аквила, где проходил саммит "Большой восьмерки".
Президенты России, США и Франции - стран, являющихся сопредседателями Минской группы ОБСЕ, которая посредничает в урегулировании карабахского конфликта - подтвердили свою приверженность поискам путей к миру.
Медведев, Обама и Саркози заявили, что "поддерживают лидеров Азербайджана и Армении по мере того, как завершается работа над базовыми принципами урегулирования нагорно-карабахского конфликта".
Одновременно в Лондоне группа неправительственных организаций в главе с НПО "Ресурсы примирения", которая пытается приблизить мир между азербайджанцами и армянами, объявила о новой инициативе "Карабах-2014": своего рода попытка заглянуть в будущее и одновременно определить его.
Наконец, в понедельник в Лондоне побывал с визитом президент Азербайджана Ильхам Алиев. Незадолго до приезда в интервью российскому телеканалу "Вести" Алиев впервые сказал, что "решение о статусе Нагорного Карабаха может быть отложено на неопределенное время".
Создает ли все это основания для оптимизма?
"Ни войны, ни мира"
"Базовые принципы", упомянутые президентами, были представлены в Мадриде в 2007 году и заключаются в следующем:
* возвращение оккупированных армянами районов вокруг Нагорного Карабаха под контроль Азербайджана;
* временный статус для Нагорного Карабаха, обеспечивающий гарантии для безопасности и самоуправления;
* транспортный коридор, соединяющий Армению и Нагорный Карабах;
* окончательный статус Нагорного Карабаха определяется в будущем посредством волеизъявления, результаты которого обязательны для всех сторон;
* все внутренние перемещенные лица и беженцы получают право на возвращение в прежние места проживания;
* международные гарантии безопасности обеспечиваются при помощи миротворческих сил.
Ситуация "ни войны, ни мира", сохранявшаяся в регионе с 1994 года, когда было подписано соглашение о прекращении огня, похоже, больше никого не устраивает.
После военного столкновения между Грузией и Россией в Южной Осетии в августе 2008 года, по мнению аналитиков, Азербайджан понял, что вопрос силой решать никак нельзя, а Армения - что сложившийся на сегодняшний день статус-кво в долгосрочной перспективе неприемлем.
В турецко-армянских отношениях наблюдается серьезное потепление: президент Турции съездил в Армению, президент Армении собирается в Турцию. Пока президенты лишь смотрят вместе футбол, но, тем не менее, разговоры о возможности открытия турецко-армянской границы вышли за рамки гипотетической темы.
Вместе с тем, Вашингтон и Москва активно ищут общий проект, который продемонстрировал бы, что, несмотря на разногласия, новая администрация США и Кремль вполне способны на решительные совместные действия.
Таким проектом стало новое соглашение по сокращению стратегических наступательных вооружений. В отношении атомных амбиций Ирана создать общее дело пока не удалось. Карабах представляется многим вполне приемлемой темой для такого проекта.
Что выгодно России?
Россия, в свою очередь, хотела бы показать, что может выступать на Южном Кавказе не только "умиротворителем", но и реальным миротворцем, считают аналитики из Азербайджана и Армении, представившие свое видение будущего конфликта для инициативы "Карабах-2014".
Эксперт Международной кризисной группы в Баку Табиб Гусейнов видит роль России в Карабахе в позитивном свете. "Для России миротворчество в Карабахе - это возможность продвижения своих интересов, - полагает он. - Россия желает сохранить свое влияние в регионе. Будет ли решен нагорно-карабахский конфликт или нет, Россия поддержит тот вариант, который укрепит ее влияние".
В свою очередь армянский историк и политолог Микаэл Золян, уверен, что "соглашение вокруг Нагорного Карабаха снимет остроту в соперничестве России и Запада на Южном Кавказе".
"Россия признает полноправное участие Армении и Азербайджана в восточноевропейском партнерстве" и их дальнейшую интеграцию с ЕС, в обмен на гарантии того, что ни та, ни другая страна не будут вступать в НАТО в обозримом будущем", - считает Золян.
Другой азербайджанский эксперт, Шаин Аббасов, полагает, что как раз интеграция Азербайджана и Армении в европейские структуры Россию не устраивает, и потому она допустит лишь "половинчатое решение", а конфликт законсервируется на долгое время.
Фактор газа
Успех посредничества зависит от того, чем вы его меряете, - заметил иностранный дипломат, участвовавший в переговорах по Нагорному Карабаху. Самое лучшее, что может произойти, - это достижение мирного соглашения. Самое худшее - это возобновление боевых действий.
Последнее наименее вероятно, и потому все, что находится между "кошмарным" сценарием и мирным соглашением, можно считать успехом.
Одним из самых главных факторов, влияющих на возможности урегулирования нагорно-карабахского конфликта, называют неготовность общественности в Азербайджане и Армении к компромиссу. Образ врага глубоко укоренился в массовом сознании по обе стороны разделительной полосы, и власти мало что делают для изменения сложившихся стереотипов.
Мировой экономический кризис заставил Запад задуматься о том, сколько стоят попытки миротворчества в различных районах мира. Если учесть уроки Ирака и Афганистана, то осмотрительность западных стран вполне понятна.
Однако с началом реализации проекта "Набукко" Южный Кавказ становится настолько важным для Европы, что ей придется стать здесь активным игроком.
Вопрос только в том, примет ли нового игрока Россия.
______________________________________________________
Карабах: что изменилось после встречи в Москве? ("BBCRussian.com", Великобритания)
Кавказские сенсации Дмитрия Медведева ("Евразийский Дом", Россия)
Где еще ЕС может помочь делу мира? ("European Voice", Бельгия)