Журналист телеканала CNN Мэтью Чанс (Matthew Chance) беседует с главой компании PepsiCo Индрой Нуйи (Indra Noouyi). Чанс утверждает, что в России все делается за взятки. Госпожа Нуйи придерживается другого мнения и горячо отстаивает Россию.
- Вы анонсировали миллиардные инвестиции в России, строительство нового завода. Как вы считаете, какая часть этих денег уйдет в карманы коррумпированных бюрократов этой страны?
- Поскольку мы являемся американской компанией, наша деятельность регулируется очень строгими нормами, установленными Законом о коррупции за рубежом. То есть, мы не планируем набивать карманы каким-либо чиновникам.
- А разве не таким образом осуществляется бизнес в России?
- Я не знаю. С точки зрения PepsiCo - нет, наш бизнес осуществлялся не так. Хотите верьте, хотите нет, у нас есть много заводов в России. Уже есть 8 заводов. Инвестиционный климат в России - чертовски хорош. Как и на любом быстрорастущем рынке, здесь присутствует бюрократия, бывают необоснованные задержки. Но по какой-то причине все местные власти и центральное правительство отнеслись к нашей компании очень хорошо.
- Почему я спрашиваю - вы, наверное, в курсе, что в последнем докладе Transparency International, международной организации по борьбе с коррупцией, Россия занимает 147 место в рейтинге. Всего из 180. Это одна из самых коррумпированных стран мира. Вы утверждаете, что PepsiCo не столкнулась с этим явлением, не заплатила ни одной взятки - там, где все остальные компании заплатили?
- В списке PepsiCo Россия занимает гораздо более достойное место - в том, что касается довольно простого получения лицензий, без взяток. Российское правительство отнеслось к нам благосклонно. По всему миру PepsiCo действует согласно Закону о коррупции за рубежом, и мы не дали ни единой взятки для того, чтобы получить лицензию.
- Вы, наверное, знаете, что глава Ikea в России недавно заморозил будущие инвестиции в стране по причине того, что он охарактеризовал как 'непредсказуемость административных процессов'. Основатель Ikea пошел дальше, заявив в радиоинтервью, что 'Ikea решила не давать взяток для решения проблем в России'. Что вы делаете иначе?
- Мы принимаем проволочки ) Правда, в этом все дело. Смотрите - если у вас есть терпение, и время на вашей стороне, вам не придется никому платить. Например, завод должен открыться в августе, но все переносится на октябрь. Ну что ж, пусть на октябрь.
Мы просто очень серьезно относились к тому, чтобы следовать всем правилам и условиям, которые применяются к базирующейся в Америке транснациональной компании, и единственное, чем нам приходилось жертвовать, - это сроки, которых в норме мы стараемся придерживаться. До сих пор это срабатывало.
- А что насчет проблемы политического вмешательства - это ведь еще один вопрос, который беспокоит многих инвесторов в России. Если они обходят какие-то правила, не дают взяток определенным людям, ссорятся с кем-то на высоком посту, их бизнес может стать мишенью преследований со стороны закона. Это вас не беспокоит?
- На настоящий момент нет. Сейчас мы открываем завод в Ростовской области, там губернатор Чуб, я с ним вчера разговаривала по телефону, потому что он не смог прилететь в Москву, пока я была там. Так вот, я просила его посодействовать нам получить все лицензии как можно быстрее - для открытия завода а в Азове. И губернатор Чуб был очень открыт, он сказал, что удостоверится, что все проходит гладко, что мы сможем открыть завод в сентябре-октябре этого года.
Может быть, это удивительно, что с PepsiCo все проходит так гладко. Но я так не думаю. Я думаю, что мы одна из многих компаний, у которых в России нет тех трудностей, о которых вы говорите.
- Давайте вернемся к вопросу о крупных инвестициях в российскую экономику и этот завод по производству напитков, которые вы анонсировали несколько дней назад. Российская экономика сейчас переживает не лучшие времена. Вы думаете, что сейчас хороший момент для такого существенного инвестирования в эту непредсказуемую экономику?
- Рост российской экономики сократился, без сомнения. Но я думаю, что в такие времена людям все равно надо пить и есть. Наши мотивации довольно изолированные. Я не говорю, что совсем отдельные, но относительно изолированные. Один из важнейших уроков, который мы вынесли как крупная транснациональная компания, - это то, что инвестировать надо несмотря на экономический спад. Потому что мы управляем компанией исходя из долгосрочных перспектив. А во время кризиса - в особенности, есть возможность заключить более выгодные сделки по строительству, люди ждут твоего прибытия, лицензии получить легче, земля доступна по более низким ценам, все подрядчики истосковались по работе, по бизнесу. Кризис - самое время для строительства заводов.
Дина Мингалиева, ИноСМИ