Дементьев Павел: Скажите, не кажется ли Вам что наше руководство неоправданно рискует, сотрудничая с Ираном в ядерном вопросе? На Ваш взгляд эта страна достаточно стабильна? Сам Махмуд Ахмадинежад не внушает никакого доверия.
Виталий Наумкин: Атомная электростанция в Бушере - это гражданский проект, и атомные электростанции строятся далеко не только в сверхстабильный странах. Но, во-первых, Иран показал достаточную устойчивость и стабильность своего режима, а во-вторых, сегодня на Ближнем Востоке есть уже 13 государств, которые хотят создавать у себя атомную энергетику. И таких государств будет становиться все больше и больше, на этом рынке идет ожесточенная конкуренция.
Мне кажется, что последние события в Иране показали не сколько его нестабильность, сколь то, что этот режим гораздо более демократичен (как бы это парадоксально не звучало), чем другие ближневосточные режимы. Все-таки здесь прошли выборы, на этих выборах большинство голосов получил Ахмадинежад, но определенные голоса получил и оппозиционный кандидат. А если мы посмотрим на соседние режимы, в том числе и те, что дружественны Западу, поддерживают прекрасные отношения с Соединенными Штатами и Евросоюзом, то там часто просто отсутствуют парламенты, там нет выборов, нет волеизъявления людей.
Иран это партнер России, и мы заинтересованы в том, чтобы у нас были хорошие отношения с этой страной. У Ирана есть проблемы с мировым сообществом, которые касаются в основном ядерных программ, но это не имеет никакого отношения ни к вопросу о стабильности, ни к вопросу об экономическом сотрудничестве в сфере энергетики.
Пакистан уже сегодня обладает ядерным оружием, а эта страна гораздо более нестабильная и непредсказуемая, чем Иран. Иран - это стабильный устоявшийся режим с развитыми элементами демократии и плюрализма, поэтому я считаю, что нет оснований беспокоить по поводу сотрудничества России и Ирана.
И коротко о самой ядерной программе. Все-таки сегодня оснований обвинять Иран в том, что он занимается созданием ядерного оружия. Прямых доказательств этому нет. Даже такое серьезное ведомство как Центральное разведывательное управление США подтвердило, что у Ирана сегодня таких планов нет.
Если мы посмотрим на то, что сегодня говорит Обама об Иране, критикуя последние политические события, то это только подтверждает право Ирана на мирный атом.
С Виталием Наумкиным беседовала Анна Карпюк.