Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Катастрофа в Иране. Ту-154 уступает Боингу-737 и MD-80 по безопасности

Катастрофа в Иране. Ту-154 уступает Боингу-737 и MD-80 по безопасности picture
Катастрофа в Иране. Ту-154 уступает Боингу-737 и MD-80 по безопасности picture
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Авиалайнеры Ту-154, подобные тому, что потерпел вчера аварию в Иране, унеся жизни 168 человек, это российские рабочие лошадки советской эпохи, и показатели их безопасности уступают западным образцам.

Авиалайнеры Ту-154, подобные тому, что потерпел вчера аварию в Иране, унеся жизни 168 человек, это российские рабочие лошадки советской эпохи, и показатели их безопасности уступают западным образцам.

Впервые Ту-154 поднялся в небо в 1968 году. Аварии с человеческими жертвами на таких самолетах происходят в одном случае из 431200 полетов, о чем сообщает лондонская консалтинговая фирма Ascend. Эта компания занимается сбором данных по авиации для своих клиентов, включая страховщиков. У MD-80 компании Boeing такие фатальные катастрофы происходят в одном случае из полутора миллионов, а у самого продаваемого в мире Боинга-737 подобные аварии случаются один раз на 2680000 полетов.

"Ту-154 это самый успешный реактивный самолет из числа созданных коммунистической экономической системой, - говорит вице-президент консалтинговой фирмы Teal Group из Ферфакса, штат Вирджиния, Ричард Абулафия (Richard Aboulafia), - он был построен на пике развития СССР, когда Советский Союз мог создавать технику, по крайней мере, приближавшуюся к достижениям Запада. Но основная проблема в надзоре и соблюдении регламента в тех многочисленных регионах, где он используется. Коррупция и халатность практически гарантируют возникновение проблем".

Эта последняя катастрофа стала восьмой аварией Ту-154 с человеческими жертвами за последние 10 лет, включая один теракт. По данным Ascend, общее количество потерь самолетов такого типа с начала ввода их в эксплуатацию в 1971 году составило 54, а количество человеческих жертв 2860. Самолет авиаперевозчика Caspian Airlines, которому было 23 года, упал через 16 минут после вылета из аэропорта Тегерана. Лайнер летел рейсом в Армению.

Авиаперевозчик отказался комментировать возможную причину аварии до того, как будут проверены бортовые самописцы, о чем сообщило российское информационное агентство "Интерфакс".

Шестая катастрофа за год

Это была шестая авария пассажирского самолета с человеческими жертвами за год и первая, в которой пострадал самолет, построенный на востоке. Общее количество жертв этих аварий составило более 600 человек.

По данным Ascend, всего авиакомпании закупили 829 самолетов Ту-154. 208 из них (то есть, четверть) все еще летают. Этот трехмоторный лайнер может перевозить от 164 до 180 пассажиров, о чем сообщается на сайте московского ОАО "Туполев". У Caspian Airlines было пять таких самолетов, и прежде компания не имела аварий с человеческими жертвами. По данным Ascend, она арендовала упавший лайнер с 1998 года.

После распада Советского Союза производство Ту-154 резко снизилось, но их продолжали строить, пусть и в небольшом количестве. Один был построен в 2007 году, о чем говорит директор по вопросам безопасности Ascend Пол Хэйес (Paul Hayes).

Показатели по авариям с человеческими жертвами составляются как среднестатистические данные за пять лет. Компания Ascend проводит с этой целью исследования по потерям самолетов.

Нефтяные цены

Запчастей для Ту-154 хватает, что объясняется массовым производством этих самолетов. А цены на нефть стали главной причиной того, что в последние годы такие машины стали меньше эксплуатировать, говорит Борис Рыбак, возглавляющий московскую консалтинговую компанию "Инфомост". По его словам, российские авиалинии с прошлого года начали ставить эти машины на прикол, в связи с чем самыми крупными операторами Ту-154 становятся Ближний Восток, Китай и Африка.

"Почти все находящиеся в эксплуатации Ту-154 принадлежат бывшим советским авиалиниям и компаниям стран третьего мира, особенно на закрытых и наполовину закрытых рынках, которым не нравится вести дела с Западом, и которые не могут себе позволить ничего лучше", говорит Абулафия из компании Teal.

На показатели авиационной безопасности Ирана оказывают влияние проблемы ремонта и обслуживания, большие высоты, на которых расположены аэропорты, и жаркий климат. Все это негативно сказывается и на самолетах, и на летных условиях.

В сентябре 2006 года Ту-154 иранской компании Air Tours загорелся и упал при заходе на посадку в северо-восточном городе Мешхед. Тогда погибло 30 человек. По данным информационного агентства Mehr, со вчерашним инцидентом общее количество людей, погибших в авиакатастрофах в Иране, составляет 1610 человек.

Торговые запреты США против Ирана привели к тому, что эта страна не может закупать в Америке запасные части для своего стареющего авиационного парка американских машин, которые были приобретены до Исламской революции 1979 года. Делать это она может лишь на рынке подержанных запчастей. В 2008 году Россия и Иран заключили соглашение о продаже 100 самолетов Ту-204 и Ту-214 за десятилетний период.

"Не вполне сопоставимы"

Ту-154 в целом надежная модель, говорит бывший летчик ВВС Великобритании Дэвид Лирмаунт (David Learmount), работающий редактором журнала Flight International по вопросам безопасности воздушного движения.

"У него хорошие показатели надежности и безопасности, но они не вполне сопоставимы с современными "аэробусами" и "боингами", - отмечает Лирмаунт, - информированность пилота о ситуации не вполне соответствует тому, что должно быть в современной кабине".

По словам Лирмаунта, пока слишком рано делать предположения о том, сыграли или нет свою роль во вчерашней катастрофе возраст самолета и его характеристики. Похоже, что лайнер успел наполовину набрать высоту, прежде чем упасть, говорит он. Характер столкновения говорит о потере управления. Согласно сообщениям Mehr без ссылки на какие-либо источники, обломки самолета разбросаны на площади до 15 километров.

"Конечно, это поможет Ирану получить доступ к современным самолетам компаний Airbus и Boeing, - заявляет Лирмаунт, - безопасность улучшается с каждым последующим поколением самолетов".

Иран имеет возможность покупать современные самолеты на рынке подержанных машин. Однако "работать таким образом очень неудобно, потому что вы нуждаетесь в сервисном обслуживании и запчастях", говорит Лирмаунт.

________________________________________________________

В небе над Казвином ("Голос Армении", Армения)

До удара о воду лайнер Air France не имел значительных повреждений ("The Wall Street Journal", США) >("The Wall Street Journal", США)

/forum.inosmi.ru/showthread.php?t=54122">Обсудить публикацию на форуме