Берлин. Когда канцлер Германии Ангела Меркель встретится с российским президентом Дмитрием Медведевым в Мюнхене, речь пойдет, помимо прочего, об изменении климата. Предполагается создание российско-германского агентства по энергетике. Россия хочет принять активное участие в международных переговорах о заключении глобального соглашения по климату. По крайней мере, тон России в теме климата отчетливо поменялся.
Еще за два года до этого предшественник Медведева, нынешний премьер-министр Владимир Путин, оценивал глобальное потепление как явление позитивное - россиянам придется меньше отапливать, и можно будет сэкономить денег на шубку. Однако, в апреле этого года Путин представил доктрину о климате и, тем самым, впервые обозначил четкие направления российской климатической политики. Вклад в нее внесли соображения российского министра природных ресурсов и экологии Юрия Трутнева, который подсчитал, что изменение климата в стране до 2050 года может обойтись России в пять процентов ее ВВП. Да и сам Медведев провозгласил стремление к усилению эффективности. До 2020 года энергосбережение должно быть увеличено на 40 процентов. Согласно результатам исследования Всемирного банка, в России ежегодно впустую тратится столько же энергии, сколько Франция потребляет в год. Путин снова провозгласил, что Россия включится в строительство возобновляемых источников энергии. Их доля в энергоснабжении должна быть повышена с 0,8 процентов до 4,5 процентов в 2020 году, и это без учета гидроэнергии.
Тот факт, что несколько дней назад в Аквиле Медведев одобрил долгосрочные цели защиты климата 'большой восьмерки', говорит об обновленной позиции России по вопросу защиты климата. Защитники климата знают, как все происходило раньше: Медведев соглашается с задачами защиты климата, а его экономический советник в тот же вечер заявляет, что уменьшение выделения парниковых газов в атмосферу до 2050 года на 80 процентов в сравнении с 1990 годом, - это абсолютно неприемлемо.
Примерно так позиционирует себя Россия на мировой арене в течение многих лет. И тем не менее, Ольдаг Каспар (Oldag Caspar), эсперт по России в организациях защиты окружающей среды E3G и Germanwatch, уверен в том, что российская позиция понемногу меняется. 'Разумеется, это не исключено', что Медведев и Путин не сумеют договориться по поводу климатической политики. А с другой стороны, именно Путин представил конкретные соображения на тему охраны климата. Алексей Санковский (Alexei Sankovski), эксперт по вопросам климата и экологии в восточно-европейских государствах, также видит изменения в российской политике.
Но, несмотря на недавно обозначившуюся заинтересованность России, Меркель в беседе с российским президентом должна будет снова поднять на обсуждение основное противоречие московской политики: как участник 'большой двадцатки', Россия хочет занять место за столом супердержав, а с другой стороны, в вопросе ответственности за изменение климата ей бы хотелось выступать в роли развивающейся страны. К тому же, российская элита полагает, что ее вклад в поддержку окружающей среды, прежде всего, ее лесА, до сих пор недооценивался.