В США серьезно обеспокоены тем, что недавние послевыборные события в Иране могут оказать влияние на страны постсоветского пространства.
В Вашингтоне специалисты, собравшиеся по инициативе Хельсинкской комиссии ОБСЕ, обсуждали, для кого в СНГ иранский пример может стать заразительным и к каким последствиям это может привести.
В американской столице никто не скрывает, что в период послевыборных волнений в Иране надежды на вторую революцию, трансформирующую страну так же глубоко, как исламская революция 1979 года, были велики.
Надежды не оправдались (как подчеркивают в Вашингтоне, пока), однако пищу для размышлений события в Иране дали как демократическому Западу, так и недемократическим соседям Ирана, а также всем сочувствующим иранскому режиму.
Большинство аналитиков в Вашингтоне сходятся во мнении, что недавним разгоном демонстраций в Иране в первую очередь вдохновился так называемый Клуб диктаторов против цветных революций.
Эта неофициальная формулировка применяется для характеристики глав государств недемократического лагеря. Ведущий специалист фонда German Marshall Дэвид Кремер считает, что Иран органично вписался в давно известный сценарий проведения непрозрачных выборов и жесткого ответа властей на попытки оспорить результаты.
"То, что мы наблюдаем в Иране в последний месяц, - не новое изобретение, - подчеркивает Кремер, -это происходило во всем мире и, без сомнения, в странах ОБСЕ. Я считаю, то, что произошло в Иране, еще больше повлияет на усиление тенденций авторитарных режимов подавлять любые попытки свободомыслия, для того, чтобы сохранить свой статус-кво".
Среди стран СНГ таких режимов, по мнению американских экспертов, большинство. Дженнифер Уиндзор, возглавляющая Freedom House, приводит пример России, как единомышленника Ирана в том, что касается механизмов влияния на народное волеизъявление.
"Показательно, что первой зарубежной поездкой президента Ахмадинеджада после выборов, результаты которых до сих пор ставятся под сомнение, была поездка в Москву [в Екатеринбург - ред.], где его приняли с распростертыми объятьями, - подчеркивает Уиндзор, - Российская Федерация в последнее время вообще стала лидером в попытках нивелировать демократию как на своей территории, так и за ее пределами".
В Вашингтоне считают, что Москва сосредоточена на миссии предотвращения "цветных революций" везде где это возможно, в попытке на корню пресечь возможность подобного развитие событий в России.
Вашингтонские политологи вероятность даже отдаленного повторения иранского сценария в российских реалиях считают ничтожной, однако не исключают вариант того, что иранское эхо может неожиданно громко прозвучать в соседних с Россией странах.
Пример заразителен?
В иранском контексте взгляды многих политиков из Вашингтона направлены сейчас на Киргизию, где президентские выборы должны пройти 23 июля и Молдавию с намеченными там на 29 июля новыми парламентскими выборами.
Дэвид Кремер считает, что в обоих случаях есть повод для беспокойства.
"Не то чтобы мы ожидаем повторения произошедшего в Иране, однако проблемы точно будут. В Киргизии мы уже видим тревожные знаки - загадочные смерти журналистов и оппозиционеров, прекращение вещания радиостанции "Свобода", - говорит он.
"Несмотря на нашу заинтересованность в сохранении в этой стране американской военной базы, мы должны дать понять киргизскому правительству, что грядущие выборы будут серьезным тестом на демократию и если он не будет пройден, отношения США и Киргизии могут осложниться" - отмечает политолог.
Похожая ситуация и в Молдавии. В США призывают власти страны провести прозрачные выборы и без агрессии отнестись к возможным протестам. Доктор политических наук Стивен Блэнк из Института стратегических исследований в Вашингтоне, оценивая события в Кишиневе после первого тура выборов в апреле, ставит Молдавию в один ряд с Ираном.
"Иранский пример, так же как и пример Молдавии, показал еще раз фундаментальную слабость и нелегитимность власти нынешних правителей " - заявляет Блэнк.
Потенциально заразительным, по мнению специалистов в Вашингтоне, иранский пример может оказаться и для Казахстана и Азербайджана.
Говоря о тревожных тенденциях в этих странах, политологи ссылаются на примеры подписанного казахским президентом Назарбаевым закона о контроле над интернетом, а также стремление азербайджанского президента Алиева править пожизненно.
"В Казахстане после иранских событий правительство просто запаниковало и именно это заставило власти подписать закон об интернете, который является еще более драконовским, чем аналогичный закон в России. Это создает прецедент для прямого подавления свободы слова в Средней Азии и является настоящей оплеухой международному сообществу, учитывая то, что Казахстан обязался либерализовать законодательство в области средств массовой информации" - подчеркивает Стивен Блэнк.
Американский след
Во время послевыборных протестов иранские власти обвинили США в организации беспорядков и вмешательстве во внутренние дела страны.
В Америке Барака Обаму, в свою очередь, осудили за то, что он медлил с реакцией на применение силы против демонстрантов в Тегеране.
Теперь эксперты призывают Барака Обаму не повторять ошибок и там, где это возможно, предотвращать повторение иранского сценария. Дженнифер Уиндзор считает, что особенно актуальным это является для отношений США с Центральной Азией.
"В Центральной Азии США и другие западные государства интересы демократического развития и защиты прав человека в последнее время зачастую приносили в жертву другим интересам. Я думаю, что в перспективе такая стратегия не может быть успешной", - подчеркивает Уиндзор.
"Бесспорно, у Америки есть краткосрочные интересы, связанные с торговлей и доставкой оружия в Афганистан, но если мы не выступим против стремительно ухудшающейся ситуации с правами человека в Киргизии, Казахстане, который вообще должен служить примером соблюдения всех принципов ОБСЕ, а вместо этого нарушает все нормы, а также в Узбекистане, это может иметь негативные последствия для национальной безопасности США в не очень отдаленной перспективе", - предупреждает она.
Та же аналогия, по мнению экспертов, применима и к России. Так Стивен Блэнк считает, что Москва в последнее время с особенной тщательностью концентрируется на промахах Вашингтона, для того, чтобы не выполнять взятых на себя международных обязательств.
"Москва подписала Хельсинкское соглашение. Мы имеем полное право контролировать Россию в том, что касается выполнения этого соглашения, так же как и Россия имеет право контролировать нас", - считает Блэнк.
"Если нас обвиняют в нарушениях прав человека на базе Гуантанамо, то делают это открыто и на весь мир. Поэтому и мы не должны сомневаться, когда возникает необходимость призвать тот или иной режим к ответственности за подтасовку результатов голосования и подавление свободы слова", - добавляет Блэнк.
В США по прежнему надеются на то, что у иранской саги будет хорошее окончание. Пока же политики в Вашингтоне считают себя ответственными за то, чтобы иранский сценарий не стал бестселлером на постсоветском пространстве.