ССегодня, через сорок после того, как американские астронавты ступили на поверхность Луны, космическая программа США не может обрести ни решительных руководителей, ни четких целей, ни последовательной поддержки в обществе.
Несмотря на масштабные торжества в честь сороковой годовщины высадки экипажа 'Аполлона-11' на Луну в июле 1969 г., и обещание президента Барака Обамы - он называет себя 'фанатом' космоса - вдохнуть новую жизнь в деятельность НАСА, американская программа пилотируемых космических полетов остается в подвешенном состоянии. Проблемы с федеральным бюджетом грозят срывом планов Национального управления по аэронавтике и исследованию космического пространства (НАСА), связанных с выделением 170 миллиардов долларов на создание ракет-носителей и кораблей нового поколения, чтобы после 2020 г. возобновить полеты к Луне. Существуют альтернативные предложения, - возможно, менее затратные и рискованные в техническом плане - однако вокруг них продолжаются споры с участием промышленников и госчиновников, желающих защитить своих нынешних подрядчиков.
НАСА лишь плывет по течению и 'больше не служит вдохновляющим примером для страны', считает сенатор-демократ от штата Западная Вирджиния Джей Рокфеллер (Jay Rockefeller), председатель Комитета по торговле, науке и транспорту, курирующего Управление. Ожидается, что Белый дом, чтобы придать деятельности космического ведомства большую актуальность, отчасти перенацелит его на решение экологических задач.
Тем временем Китай, Россия, Япония, Индия и ряд европейских стран не жалеют усилий, чтобы занять лидерские позиции в космической гонке. 'Нам придется привыкать к 'новым лицам' в небесах', - отметил эксперт Элвин Тоффлер (Alvin Toffler), выступая на недавнем симпозиуме по космическим проблемам. Новый глава НАСА Чарльз Болден (Charles Bolden) - бывший астронавт и генерал-майор Корпуса морской пехоты, тесно связанный с аэрокосмическим истэблишментом - заявил на прошлой неделе: если власти США не смогут вновь пробудить у общественности интерес к космосу и сохранить свое техническое лидерство, Америка уступит пальму первенства другим странам, 'энергично работающим над расширением границ освоения космического пространства'.
Командование вооруженных сил США подчеркивает: сохранение преобладания в космосе крайне важно с точки зрения национальной безопасности - защиты войск на поле боя, обеспечения спутниковой связи и сдерживания противников от враждебных актов в околоземном пространстве.
Однако, несмотря на все разговоры о выработке нового курса НАСА, Управление, похоже, все больше превращается в 'политическую кормушку': подрядчики, законодатели, лоббисты и даже пентагоновские структуры активно пытаются воздействовать на изменение космических программ к собственной выгоде. В этой волатильной ситуации прежние споры вновь всплывают на поверхность, а давние соперники опять схлестываются в борьбе.
Командование ВВС, к примеру, рассчитывает снизить собственные гигантские расходы на запуск спутников за счет конверсии и модернизации существующих боевых ракет для доставки в космос грузов и астронавтов. Подобная стратегия, однако, способна еще более усложнить реализацию программ НАСА и подорвать поддержку космических исследований в обществе.
По мнению независимых экспертов, переоборудование боевых ракет продлит зависимость США от российских носителей и кораблей в плане полетов на Международную космическую станцию. Стареющая флотилия шаттлов так или иначе в ближайший год будет выведена из эксплуатации, а замена этим кораблям появится у НАСА не раньше 2015 г. Некоторые ученые прогнозируют, что принятие предложения ВВС может отодвинуть этот срок еще на два года, а то и больше - и результат с точки зрения безопасности полетов может оказаться хуже, чем те проекты, над которыми в настоящее время работает НАСА.
Инициируя общий пересмотр приоритетов НАСА и одновременно урезая планируемые расходы на его деятельность на миллиарды долларов, администрация Обамы, по мнению представителей промышленности и независимых экспертов по бюджетным вопросам, может еще больше задержать реализацию космических программ. Предыдущий глава НАСА Майкл Гриффин (Michael Griffin) сетовал: за последние четыре года Конгресс и Белый дом урезали планируемые ассингования на программу пилотируемых полетов на 40%, но не внесли соответствующих изменений в ее график.
Новое руководство НАСА намерено прибегнуть к нетрадиционным способам экономии. Второе лицо Управления Лори Гарвер (Lori Garver), к примеру, выступает за то, чтобы отдать финансирование разработки и внедрения новых технологий на откуп частным 'космическим предпринимателям'.
Управление уже выделяет на реализацию подобных инициатив сотни миллионов долларов, и если первые усилия дадут результат, эта статья его расходов существенно возрастет. Однако критики данного подхода, в том числе законодатели, стремящиеся сохранить рабочие места на предприятиях Boeing Co., Lockheed Martin Corp. и других крупных подрядчиков утверждают: технологии, лежащие в основе новаторских проектов, не проверены в деле, а некоторые из этих альтернативных программ уже выбились из графика, хотя до стадии испытательных полетов им еще очень далеко.
Помимо лунной программы, промышленники недовольны отсутствием у НАСА твердых планов относительно полетов на другие планеты Солнечной системы. 'Я не слышу. . . твердых заявлений насчет полетов на Марс', - отмечает Брюстер Шоу (Brewster Shaw), руководитель проектов, связанных с пилотируемыми полетами, в компании Boeing.
__________________________________________________________
Высадка на Луну уже сорок лет не дает русским покоя Б.фЮ("The Washington Post", США)
Да, космическая гонка была ("Forbes", США)