Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Новая внешняя политика Америки

Через шесть месяцев после вступления Барака Обамы в должность становится ясно: его новый дискурс - нечто большее, чем просто красивый жест

Новая внешняя политика Америки picture
Новая внешняя политика Америки picture
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Ни один американский президент до Барака Обамы не вступал в должность, имея на столе столь длинный список внешнеполитических задач. Он сообщил, что хочет нажать на "кнопку перезагрузки" в отношениях с Россией, протянуть руку Ирану, заняться урегулированием ближневосточного конфликта, вывести войска из Ирака, мобилизовать больше ресурсов для Афганистана, усилить мероприятия по защите климата и бороться за сокращение в мире ядерного оружия.

Ни один американский президент до Барака Обамы не вступал в должность, имея на столе столь длинный список внешнеполитических задач. Он сообщил, что хочет нажать на "кнопку перезагрузки" в отношениях с Россией, протянуть руку Ирану, заняться урегулированием ближневосточного конфликта, вывести войска из Ирака, мобилизовать больше ресурсов для Афганистана, усилить мероприятия по защите климата и бороться за сокращение в мире ядерного оружия. Обама пообещал усиливать многостороннее сотрудничество и всерьез консультироваться с союзниками и восстанавливать роль Соединенных Штатов в качестве легитимного мирового лидера. Критики уже начинают ворчать, что Обама до сих пор только посылал многочисленные сигналы, однако, по сути, мало что делал.

Правда же состоит в том, что с помощью хорошей риторики невозможно устранить конфликты интересов или сделать друзьями США таких сторонников жесткой политики, как северокорейский руководитель Ким или иранский лидер Ахмадинежад. Критики, осуждающие отсутствие быстрых результатов, упускают из виду важные международные достижения и не замечают тесной взаимосвязи между словом и делом.

Так, с момента прихода к власти новой администрации глобальный финансовый и экономический кризис стал одной из главенствующих тем в области внешней политики и безопасности. Он требует эффективности от государства, стимулирует протекционистские тенденции и порождает необходимость возникновения новых форм координации на международном уровне. Европейские союзники тоже не ожидали, что их первый саммит с участием нового президента Америки будет не саммитом НАТО, а саммитом "Большой двадцатки".

Экономический кризис меняет все перспективы в области политики безопасности. На самом деле, нужно исходить из того, что число проблемных государств растет. То, что происходит сейчас в Сомали, где разваливается государство (что привлекает особое внимание мирового сообщества - по той причине, что положение в стране напрямую влияет на движение судов в этом регионе), может завтра произойти в Йемене или Таджикистане, Чаде или Конго. Экономический кризис расширил список уже существующих внешнеполитических конфликтов, но они от этого не стали требовать меньшего внимания: невозможно заморозить ближневосточный конфликт или ядерный конфликт с Ираном до тех пор, пока мировая экономика снова не встанет на ноги.

Правительство Обамы четко заявило, что оно хотя и хочет оставаться на руководящих позициях при решении глобальных и региональных проблем, но не хочет действовать в одностороннем порядке. В деле спасения мировой экономики или климата, обеспечения свободы плавания в мировом океане, сдерживания Северной Кореи или урегулирования арабо-израильского конфликта Соединенные Штаты рассчитывают на многостороннее сотрудничество: с Европой, Россией, странами с переходной экономикой, а также с государствами охваченных конфликтами регионов. Однако при этом им нужно будет преодолеть устойчивый скепсис.

Как раз на Ближнем Востоке, в Афганистане и в мусульманском мире в целом видно, насколько тесна взаимосвязь между новыми заявлениями Обамы и возможностью совершать политические действия. Американское правительство, которое хочет урегулировать иранскую ядерную проблему, примирить Израиль и Палестину или помешать экстремистским группировкам находить новых сторонников в мусульманском мире, должно вести борьбу за умы.

Разумеется, улучшения имиджа США не будет достаточно для того, чтобы обеспечить столь необходимое им сотрудничество со стороны других государств. На самом деле, Обаме еще предстоит пройти немало испытаний. Есть силы, которые захотят выяснить, как далеко они могут зайти в противостоянии якобы "мягкому" американскому президенту: Северная Корея с ее ядерными и ракетными испытаниями; Иран, который, хоть и согласен вести переговоры, но сам не хочет идти ни на никакие уступки; или израильское правительство, которое надеется на то, что требования Обамы о прекращении строительства поселений забудутся.

Однако и среди европейских союзников США и крупных стран с переходной экономикой есть такие, кто наблюдает со стороны, действительно ли Обама сможет добиться каких-либо успехов, но не выражает при этом особой готовности взять на себя больше ответственности. Это касается Китая и Индии, если говорить о проблемах климата, того же Китая - в связи с северокорейской проблемой, Европы - в контексте операции в Афганистане. При этом Вашингтон просит не столько новых солдат, сколько помощи в строительстве и в обучении сил полиции.

Партнерам Америки следовало бы более активно во всем этом участвовать. Благородная сдержанность будет только играть на руку тем в Соединенных Штатах, кто и без того невысокого мнения о Европе, кто рассматривает Китай прежде всего как будущего конкурента и хочет свести американскую политику к проведению одностороннего внешнеполитического курса.

Обсудить публикацию на форуме

_________________________________________________________

США делают роковую ошибку ("Maariv", Израиль)

Фальшивый гегемон ("The National Interest", США)

Анализ перезагрузки ("The New York Times", США)

Конец обамамании ("Los Angeles Times", США)