Когда администрация Обамы говорит о 'перезагрузке' во внешней политике, она может иметь в виду одну из двух вещей.
Во-первых, речь может идти об аккуратном рассмотрении политики предыдущих администраций, особенно администрации Джорджа Буша, и оценке ее полезности и осуществимости. Например, сейчас изучаются планы по развертыванию в Восточной Европе системы ПРО - администрация пытается определить, могут ли имеющиеся технологии обеспечить обещанный эффект (действенную защиту на случай запуска баллистической ракеты со стороны какой-либо из стран-изгоев). В политическом плане концепция 'перезагрузки' также может стать политическим прикрытием, если команда Обамы решит отойти от курса администрации Буша.
Однако 'перезагрузка' во втором смысле проходит не так, как планировалось. Несмотря на все предостережения, многие похоже считали, что после ухода Джорджа Буша инициативы США больше не будут встречать противодействия. Барак Обама восстановит доверие к Америке, и зарубежные страны вновь примут ее лидерство.
Однако восстановить доверие оказалось не так-то просто.
Разумеется, правительства Европы, Ближнего Востока и Евразии приветствовали изменение тона Белого дома и госдепартамента и с готовностью вступили в диалог. Тем не менее, реальность 2009 года такова, что другие страны больше не хотят идти нам на встречу первыми.
Возьмем, скажем, встречу президента с королем Саудовской Аравии Абдуллой. Как пишет в Foreign Policy Лора Розен (Laura Rozen), Обама добился на ней не слишком многого, потому что Эр-Рияд недоумевает: 'Зачем нам делать больше? Мы уже многое сделали и ничего не получили взамен'. Другими словами, прежде чем делать уступки, давайте посмотрим, на что готова пойти новая команда, пришедшая в Белый дом. По-видимому, также думает и Россия. Премьер-министр Владимир Путин продолжает считать, что в 2001 и 2002 годах он пошел на ряд серьезных односторонних уступок Соединенным Штатам в надежде на ответные жесты со стороны президента Буша. Сегодня Москва не слишком настроена делать первый шаг. То же самое относится и к нежеланию Германии посылать войска в Афганистан в преддверии выборов и к отказу Индии ограничить выбросы углерода.
Часть проблемы связана с тем, что другие правительства хотят понять, в какой степени президент Обама способен влиять на Конгресс во внешнеполитических вопросах, особенно в тех случаях, когда ему придется сталкиваться с узкими интересами отдельных конгрессменов. Так президент, будучи в Москве, пообещал прекратить действие поправки Джексона-Вэника в отношении России. Обаму поддерживает большинство членов обеих палат Конгресса, но готов ли он потратить часть своего политического капитала, чтобы избавить Россию от действия поправки? В конце концов, Буш, партия которого в то время также контролировала Конгресс, уже обещал это Путину - без всяких последствий. Также мир внимательно следит за тем, насколько далеко готовы зайти США в попытках принять новое соглашение по изменению климата.
Завязать новый дипломатический диалог-особенно на Ближнем Востоке- важно само по себе. Однако это только начало. Внешнеполитическим советникам президента придется объяснить американцам, почему они считают, что подобные перемены важны для обеспечения мирового лидерства Америки, и как, по их мнению, неизбежные компромиссы- например, с Индией и Китаем по вопросу о выбросах - укрепят покой и безопасность Соединенных Штатов.
Дэвид Роткопф (David Rothkopf) предупреждал о том, что случается, когда 'президент воплощает собой политику'. Изменения тона будет определенно недостаточно.
Николас Гвоздев - старший редактор The National Interest, профессор по национальной безопасности в Военно-морском колледже США.
________________________________________________________