Пхукет (Таиланд). Давая понять, что позиция США в отношении Ирана ужесточается, госсекретарь Хилари Родхэм Клинтон (Hillary Rodham Clinton) в среду выступила с предупреждением: Соединенные Штаты рассмотрят вопрос о создании на Ближнем Востоке 'защитного зонтика', если Тегеран будет и дальше игнорировать требования международного сообщества о прекращении работ, которые могут увенчаться созданием ядерного оружия.
Хотя о возможности создания такого оборонительного 'щита' говорилось уже давно, в среду представители администрации в Вашингтоне обратили внимание на тот факт, что до сих пор ни один высокопоставленный американский чиновник не затрагивал этот вопрос публично. Некоторые из этих официальных лиц отмечают: заявление Клинтон прозвучало именно сейчас, поскольку в администрации усиливается ощущение того, что президенту Обаме необходимо дать Тегерану четкий сигнал - противодействие его ядерным амбициям может осуществляться не только дипломатическими, но и военными методами.
В выступлении госсекретаря отразилась и растущая озабоченность Вашингтона в связи с тем, что другие ближневосточные государства - прежде всего Саудовская Аравия и Египет - могут принять решение о разработке собственных ядерных программ, опасаясь, что Иран все больше приближается к реализации своих амбиций в этой сфере.
Позднее г-жа Клинтон дала пояснения в связи с ремаркой по Ирану, прозвучавшей перед встречей под эгидой региональной организации АСЕАН, проходящей в Пхукете: ее предупреждение о возможности создания такого американского 'зонтика' не означает отказа от твердой позиции администрации Обамы: необходимо не допустить превращения Ирана в ядерную державу. Однако ее заявление свидетельствует о том, что администрация разрабатывает дополнительные варианты на случай, если переговорный процесс не даст результата.
Фоном для ее выступления стали также внутренние разногласия в Иране и подавление властями акций протеста после выборов, что затрудняет выполнение поставленной президентом Обамой цели - установление прямого 'контакта' с Тегераном. Иранские официальные круги намеками говорят о намерении представить новые предложения по ядерной проблеме, а американские чиновники дают понять: намерение Вашингтона начать переговоры с этой страной остаются в силе.
Выступая перед телекамерами на встрече в мэрии Бангкока, г-жа Клинтон заметила: 'Мы хотим, чтобы Иран задумался над объективной, на мой взгляд, оценкой такой ситуации: если США создадут в регионе оборонительный 'зонтик', если мы еще больше усилим нашу помощь в усилении военного потенциала стран Залива, Иран вряд ли станет сильнее и почувствует себя в большей безопасности. Ведь, вопреки своим расчетам, он не сможет запугать соседей и установить свою гегемонию на Ближнем Востоке даже в случае создания ядерного оружия'.
На просьбу прокомментировать заявление Клинтон британский посол в США сэр Найджел Шейнуолд (Nigel Sheinwald) отреагировал следующим образом: 'Не думаю, что его следует воспринимать как фактическое признание иранской ядерной программы'. Скорее госсекретарь стремилась 'внушить уверенность нашим партнерам - странам Персидского залива'.
Один высокопоставленный сотрудник Белого дома заметил: по его мнению, г-жа Клинтон высказала собственную точку зрения, и по сути, как она сама указала, лишь подтвердила неизменность позиции США.
Формулировка, к которой прибегла г-жа Клинтон, вызывает ассоциации с 'ядерным зонтиком', которым Вашингтон прикрывает своих союзников в Азии: речь идет о негласном обещании нанести ответный удар по тому, кто применит против них ядерное оружие. Госсекретарь, однако, не употребила слова 'ядерный', и один высокопоставленный чиновник Госдепартамента особо оговорил, что это было сделано не случайно.
После встречи с министрами иностранных дел Китая, России, Японии и Южной Кореи г-жа Клинтон также заявила, что США не намеренны предлагать Северной Корее новые стимулы, чтобы вернуть ее за стол переговоров. По ее словам все другие участники переговоров с Пхеньяном в течение последних пяти лет твердо настаивают: любые политические и экономические стимулы возможны только после 'полной и необратимой денуклеаризации' Северной Кореи.
Она не стала пояснять, какие шаги должен предусматривать этот процесс, но подтвердила, что речь, в частности, идет о выводе из эксплуатации ядерного комплекса в Йонбене. В прошлом году Северная Корея приступила к демонтажу этого объекта, где действует ядерный реактор и происходит переработка топливных стержней для получения плутония, но в июне Пхеньян пообещал возобновить работу комплекса.
На нынешней встрече Ассоциации стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН) США демонстрируют неожиданную активность. Америка подписала договор о дружбе с десятью странами-участницами Ассоциации, и призвала одну из них - Мьянму - освободить из-под ареста лидера демократического движения Аун Сан Су Чжи (Aung San Suu Kyi).
Израильский министр по делам разведки и атомной энергетики Дан Меридор (Dan Meridor) отметил в интервью радиостанции Армии Израиля: 'Вчерашнее заявление США о том, что они защитят союзников 'ядерным зонтиком', меня не слишком вдохновляет. Оно звучит так, будто американцы уже смирились с превращением Ирана в ядерную державу. По-моему это ошибка'.
По словам г-жи Клинтон, она хотела еще жестче, чем прежде, продемонстрировать Ирану последствия его отказа от прекращения работ по ядерной программе. Администрация говорит о намерении усилить военный потенциал соседей Ирана по Персидскому заливу, чтобы они могли более успешно противостоять угрозе со стороны Тегерана, активно наращивающего свою боевую мощь. Она также оправдывает возможное размещение объектов ПРО в Восточной Европе необходимостью защиты от иранских ракет. 'Если Иран будет продолжать работы по созданию ядерного оружия, он столкнется с перспективой гонки вооружений в регионе, - пояснила г-жа Клинтон. - Это должно повлиять на намерения Тегерана и на его представление о собственных интересах в плане национальной безопасности'.
По Северной Корее госсекретарь давала понять, что здесь заинтересованные державы выступают единым фронтом, подчеркнув, что Китай, Россия, Япония и Южная Корея обязались реализовать санкции ООН против Пхеньяна, введенные в июне, после того, как он провел испытания ядерного устройства и баллистических ракет. Г-жа Клинтон также в очередной раз выразила озабоченность в связи с возможностью. передачи Северной Кореей ядерных технологий Мьянме, которую американские чиновники продолжают называть по-старому - Бирмой. С заявлением по Северной Корее госсекретарь должна выступить в четверг. Насколько можно судить по отрывку речи, представленному репортерам, она выдержана в непреклонном тоне, но в то же время Соединенные Штаты обещают КНДР 'существенную помощь в экономической и энергетической сфере', если та проведет реальную, поддающуюся проверке денуклеаризацию.
На встрече министром иностранных дел Клинтон потребовала от властей Мьянмы освободить Аун Сан Су Чжи, которой грозит до пяти лет тюремного заключения за нарушение режима домашнего ареста. 'Очень важно, чтобы ее освободили и сняли с нее эти обвинения, - заявила Клинтон позднее на пресс-конференции. - Если ее освободят, это откроет новые возможности - по крайней мере с точки зрения нашей страны - для укрепления отношений с Бирмой, включая и инвестиции в ее экономику'.
Позднее американские официальные лица провели встречу с дипломатами Мьянма, на которой подтвердили требование, озвученное госсекретарем.
____________________________________________________________
Что делать с Ираном ("Forbes", США)
Гондурас, Китай, Россия и суверенитет государств ("Ultimo Segundo", Бразилия)