Очертания Москвы и ее архитектурное наследие вот-вот навсегда исчезнут из-за некачественной реконструкции и бездумного сноса зданий. Об этом говорится в отчете, опубликованном вчера группой российских и зарубежных активистов.
"Сегодня, в мирное время, ни одна из столиц Европы не подвергается такому опустошению, за которым стоит быстрое получение сверхприбылей ", - говорится в отчете Московского общества охраны архитектурного наследия. Его авторы заявляют, что сотни важных зданий - от дворцов 19-го века до шедевров архитектуры сталинизма - находятся под угрозой сноса или разрушаются.
Виной тому, как говорится в документе, отсутствие правовых последствий для застройщиков, которые уничтожают перечисленные здания. Критики существующей системы говорят, что непрозрачность и закрытость планов застройки приводит к тому, что общественность остается в неведении до тех пор, пока работы не разворачиваются полным ходом. И хотя финансовый кризис умерил пыл наиболее алчных застройщиков, оскудение финансового потока также означает, что меньше денег будет тратиться на качественную реконструкцию.
"Повсеместное упрощение, варваризация, заполнение грубой материей воздушных цезур - такой след оставило прошедшее десятилетие в общем силуэтном рисунке городских панорам Москвы", - написала историк архитектуры Анна Броновицкая. В отчете также осуждается "подход к историческому городу как к тематическому парку" и избыток автомашин.
Даже когда предпринимались попытки реставрации исторических зданий или строительства новых в архитектурном контексте старой застройки, результаты зачастую были ужасающие. В отчете говорится о "раздутых бутафорских копиях исторических зданий", которые доминируют в городской панораме.
Более ранняя версия отчета была опубликована два года назад, но его авторы говорят, что после недолгого перерыва в сносе перечисленных зданий, когда городские власти с большей готовностью стали прислушиваться к общественности с ее тревогами, работы возобновились.
"В последние два года не было никакого прогресса, ситуация становится все хуже и хуже", - говорит директор Государственного музея архитектуры имени Щусева Давид Саркисян.
"Возможно, что в этой битве мы не одержим победу, но бороться очень важно".
В отчете в числе снесенных или безвозвратно разрушенных за прошедший год упомянуто восемь зданий, имеющих историческую ценность, в том числе, одно здание, которое считалось самой старой сохранившейся до нашего времени деревянной постройкой. Из-за небрежного отношения или некачественной реставрации еще десятки находятся под угрозой, включая известные во всем мире творения архитектуры.
Практически в двух шагах от Кремля стоит, закрытое брезентом, здание Большого театра с его некогда величественным фасадом. Изнутри здание выпотрошено, и вся его изъеденная трещинами конструкция может рухнуть. Этот театр закрылся на столь необходимую реконструкцию в 2005 году, и должен был вновь распахнуть свои двери год назад. Однако реставрационные работы идут с большим отставанием от графика, а расходы превышают смету. На прошлой неделе главный дирижер и музыкальный руководитель театра Александр Ведерников покинул свой пост, заявив о несогласии с администрацией и о том, что реконструкция вызывает у него отвращение.
Особую тревогу вызывают конструктивистские здания, которые весь мир считает едва ли не самым важным вкладом России в мировую архитектуру. Многие из них стоят полуразрушенные. Здание Наркомфина, ставшее смелым экспериментом по созданию жилой коммуны, долгие годы стоит в очереди на амбициозную реставрацию и реконструкцию, но работы бесконечно откладываются, а шедевр покрывается трещинами, теряет штукатурку и остро нуждается в спасении.
Многие обвиняют в этом постсоветском архитектурном хаосе влиятельного и властного столичного мэра Юрия Лужкова, который занимает свой пост с 1992 года. При Лужкове Москва превратилась из тусклого и скучного центра мирового коммунизма в процветающую столицу ультракапитализма.
Но быстрый рост и развитие Москвы нельзя однозначно назвать позитивным. Этот процесс характеризуется бессистемностью в строительстве, низким качеством строений, а также пренебрежительным отношением к историческим зданиям и их разрушением. Ходят слухи о коррупции при проведении тендеров и заключении контрактов на строительство. Жена Лужкова Елена Батурина - единственная в России женщина-миллиардер и один из крупнейших в России строительных магнатов.
Кризис не ограничивается пределами столицы. Историки и активисты говорят, что плохому примеру Москвы бездумно следуют по всей России. Наибольшую озабоченность вызывает Санкт-Петербург - царская столица, изящный и элегантный центр которой избежал обычной участи советской перепланировки, и не имеет монолитных бетонных конструкций. Но и здесь все меняется.
"Прямо рядом с историческими зданиями появляется ужасающее уродство, которое мы не в силах остановить, - говорит активистка из северной столицы Елена Минченок, - если такое будет продолжаться еще год или два, тот Санкт-Петербург, который мы знаем, перестанет существовать".
_________________________________________________________
Архитектурный бум в Москве: 'Мы, русские, - все анархисты' ("Spiegel", Германия)