Большинство людей знакомо с той угрозой, с которой сталкивается Грузия со стороны своего российского соседа. Но грузинское общество также сталкивается с огромными внутренними угрозами своей демократии и экономике. Нам необходимо переступить через конфронтационную политику, чтобы создать плюралистическую демократию и обеспечить процветание все грузинам на основе свободного рынка. Это также поможет укрепить нашу безопасность перед лицом российской угрозы.
К сожалению, некоторые находящиеся у власти политики забывают, что достичь этих целей можно только с сильным, но сбалансированным правительством, с активной оппозицией и честными выборами. Пора нажать кнопку перезагрузки в грузинской демократии.
После Революции роз в ноябре 2003 года к власти пришло новое правительство под руководством президента Михаила Саакашвили, получившего несомненную народную поддержку, а также огромные полномочия на осуществление перемен. Правительство приняло целый ряд экономических реформ, и многие из них оказались успешными. Тем не менее, оно сделало очень важный просчет, посчитав, что самый быстрый путь к реформированию заключается в том, чтобы дать президенту беспрецедентные полномочия, ослабив власть парламента. То, что президент подбирает судей, обеспечило создание послушной судебной системы. Тбилиси также ликвидировал местную автономию и полномочия местных органов управления по сбору налогов. Это привело к существенному понижению и без того печально низких рейтингов Грузии по показателям демократии в недавней оценке Freedom House. По всем показателям Грузия по сравнению с прошлым годом либо никак не изменилась, либо изменилась в худшую сторону. В докладе говорится: "Грузия остается гибридной системой, в которой лояльный президенту парламент не в состоянии обуздать авторитарные тенденции исполнительной власти".
Силы государственной безопасности ведут себя столь ужасающе, что наш уполномоченный по правам человека Созар Субари, которого избрал парламент, уже дважды призывал провести расследование действий и поведения министра иностранных дел Вано Мерабишвили. Не меньшую тревогу вызывает и то, что оппозиционные партии в последние недели нашли в своих кабинетах целый ряд подслушивающих устройств. Те средства массовой информации, которые освещают такие нарушения, подвергаются государственной цензуре. Этот процесс достиг своего апогея, когда в ноябре 2007 года на захват самой популярной в стране телевизионной станции "Имеди" был послан спецназ.
Нарушения во время президентских выборов в январе 2008 года свидетельствуют о том, что правительство использует свою власть в целях затруднения деятельности оппозиции. При подсчете голосов на 23 процентах избирательных участков были обнаружены "серьезные" и "очень серьезные проблемы", а на 8 процентах участков были отмечены прямые подтасовки. Это данные Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе. И это на выборах, где президент избежал второго тура лишь благодаря тому, что набрал на три процента больше голосов, причем по официальным данным.
Нарушения имели место и во время парламентских выборов в мае 2008 года. Как говорится в докладе ОБСЕ, "кампания была отмечена многочисленными заявлениями о запугиваниях, даже среди кандидатов, партийных активистов и государственных служащих. ОБСЕ изучила многочисленные конкретные жалобы, и оказалось, что некоторые из них достоверны".
Такая обстановка нетерпимости способствовала и углублению наших экономических проблем. Проведенными реформами удалось сократить волокиту и оптимизировать государственный чиновничий аппарат. Однако, как отмечается в недавно опубликованном докладе Всемирного банка, бедность за последние четыре года практически не уменьшилась, а безработица даже выросла. Но любые попытки обсудить экономические трудности страны напрочь отметаются как сопротивление реформам. Однако наши экономические проблемы являются порождением провалов нашей демократии. Вполне понятно, что бизнесу - как иностранному, так и местному - трудно инвестировать средства в экономику Грузии, когда наши рейтинги по показателям деятельности органов власти столь низки. К чему рисковать своим капиталом, если, как говорится в докладе Freedom House, "министерство внутренних дел само себе закон, и никому не подотчетно"?
Чрезмерная централизация власти является также основой наших проблем в сфере безопасности. Катастрофическое по своим результатам проведение августовской войны против российской агрессии объясняется неспособностью нашего президента создать такую государственную систему, в которой решения принимаются после тщательного обсуждения и анализа. Будучи в то время представителем Грузии в ООН, я был обеспокоен тем, что военными действиями руководят люди из близкого окружения президента, а тех военачальников и руководителей разведки, которые высказывали иное мнение, просто исключали из процесса принятия решений.
Конечно, ответственность за реформы несет не только государство. Если грузинская оппозиция хочет, чтобы ее воспринимали всерьез, она должна делать гораздо больше, чем просто выступать против. В предстоящие несколько месяцев мы намерены сформулировать политический курс и создать институты, которые позволят нам предстать перед народом Грузии в качестве достойной альтернативы правящей партии.
Однако в данный момент в Грузии широко распространено мнение о том, что государство всей своей мощью обрушится на тех, кто осмелится поддержать нас. Если политическая оппозиция в Грузии намерена составить конкуренцию правящей партии, мы должны иметь возможность привлекать новых сторонников и осуществлять сбор средств, не подвергаясь преследованиям.
В ожидании визита вице-президента Джо Байдена (Joe Biden) на этой неделе президент Саакашвили выступил в понедельник в грузинском парламенте и предложил осуществить ряд реформ. Но правительство и прежде давало обещания, чтобы потом их нарушить. Международное сообщество должно добиться от президента Саакашвили того, чтобы он выполнил свои обещания, если он вообще собирается претворить свои теплые слова в практические дела.
Для этого Евросоюз и Соединенные Штаты Америки должны создать четкую и прозрачную систему ориентиров и оценок демократического прогресса Грузии, чтобы обеспечить свободу СМИ и выборов, а также независимость судебных органов. Мировому сообществу необходимо подвергать решительной и открытой критике любые проявления антидемократического поведения в Грузии. Опасения по поводу того, что такая критика может создать нестабильность или ослабить страну, сильно преувеличены. Живая демократия нуждается во внутренних дебатах и в честных друзьях за рубежом.
Наша страна может спорить по поводу того, кто должен ее возглавлять, но она едина в своем стремлении к демократии, независимости и интеграции с Европой.
Ираклий Аласания лидер оппозиционной партии "Наша Грузия - свободные демократы".
_________________________________________________________
Кавказская триангуляция ("The Financial Times", Великобритания)
Тбилиси не скрывает неприязни к 'перезагрузке' ("Radio Free Europe / Radio Liberty", США)