Почти два десятилетия движущей силой внешней политики Европейского союза была идея 'преобразования', которое достигалось благодаря расширению ЕС, экспорту его норм, ценностей - и его процветания. ЕС сумел успешно преобразовать Центральную и Восточную Европу (хотя процесс до сих пор не завершен) и подтолкнуть Балканы в правильном направлении. После этого он взялся за преобразование восточных соседей, как обычно сочетая диалог с экономической помощью и экспортом норм, правда, в уменьшенных дозах.
Семь лет ЕС вел такую политику, однако сейчас он обнаруживает, что она не способна предотвратить кардинальное ухудшение ситуации в странах к востоку от Европы. Даже тот факт, что Евросоюз пытается поставить свою политику по отношению к восточным соседям на регулярную основу (ENP Plus, 'Новая Ostpolitik', 'Черноморская синергия', теперь к ним прибавилось еще и 'Восточное партнерство'), свидетельствует о том, что он явно недоволен текущим положением вещей. В последние годы почти каждая из соседних стран пережила ряд крупных политических и экономических кризисов, а также кризисов безопасности. Грузия в ноябре 2007 года подавила выступления протеста, а в августе 2008 года вступила в войну с Россией. В Армении беспорядки, начавшиеся в марте 2008 года после выборов, унесли жизни не меньше десятка человек. В Молдавии протесты против итогов выборов переросли в волнения с поджогом здания парламента, завершившиеся разгоном протестующих (погибло три человека, вероятно, от рук милиции уже после задержания), а также преследованиями оппозиционных партий, СМИ и журналистов. Азербайджан увяз в неразрешенном конфликте вокруг Нагорного Карабаха, к тому же недавняя отмена конституционных ограничений на число президентских сроков дает Ильхаму Алиеву возможность оставаться президентом до конца дней. Украина, похоже, все время находится в состоянии кризиса: газового, политического или экономического. Судя по всему, в этой стране политический плюрализм идет рука об руку с саморазрушением государственных институтов. На этом фоне даже Белоруссия выглядит лучше, чем раньше.
Все это жестко указывает Евросоюзу на пределы его 'преобразовательной способности'. Официальная идеология ЕС подразумевает, что 'безопасность начинается с прав человека'. Однако, по-видимому, теперь это не совсем так, по крайней мере, на Востоке. Евросоюз начинает осознавать, что с восточными соседями не сработает тот односторонний и самонадеянный подход, который применялся в Центральной Европе и на Балканах. Здесь, как мы с Эндрю Уилсоном (Andrew Wilson) доказали в нашем недавнем докладе, посвященном 'возможностях Европы и России в проблемных регионах', преобразовательную способность ЕС серьезно ограничивают Россия и местные политические режимы. Эти ограничения связаны не с тем, что Евросоюз сейчас стал слабее, чем в девяностые, но с тем, что уровень внутреннего (про)европейского консенсуса у восточных соседей намного ниже, чем в Центральной Европе девяностых.
У восточных соседей плохо с чувством направления, однако ЕС его тоже начинает терять. Речи о демократии звучат в нем тише, чем когда-либо за прошедшие два десятилетия. За эти годы ЕС привык не критиковать Россию за ее недемократическую внутреннюю политику. Однако это, по крайней мере, было нетрудно объяснить и оправдать: Россия обширна, неподатлива, богата энергоресурсами, и недовольна попытками Евросоюза преобразовать ее. Однако ЕС постепенно переходит к подобной же 'реалистической' политике и в отношении других стран региона: богатого энергоресурсами Азербайджана и бедной Армении, жестких авторитарных режимов вроде Белоруссии, или государств с относительным политическим плюрализмом, зато с множеством других проблем, вроде Грузии и Молдавии. В последние два года снижение демократичности восточных соседей зачастую не сказывается серьезно на их отношениях с Евросоюзом, а попытки ЕС защищать демократические принципы в этом регионе приводят к разочаровывающим результатам.
Разумеется, демократию можно поддерживать не только громкими заявлениями и санкциями. Критика и принуждение работают далеко не всегда, особенно если осуществляются нерешительно. Это доказывает политика, которую ЕС уже больше десяти лет ведет по отношению к Белоруссии. Внешнее давление, по-видимому, только усилило в ней авторитаризм.
Взаимодействие и сотрудничество с недостаточно демократическими правительствами - вполне легитимная политика. Логика такого взаимодействия позволяет сотрудничать с авторитарными режимами и укреплять с ними связи, не критикуя их напрямую, в надежде, что это создаст внутри страны движение в поддержку реформ и позволит ЕС со временем влиять на ситуацию. Однако, с другой стороны, прикрываясь 'взаимодействием', многие страны ЕС просто игнорируют ценности. Продажи BMW для многих из них важнее демократии. Это - ошибочный подход. Чем менее демократичны будут наши соседи, тем больше будет у них проблем в отношениях с Евросоюзом. Так что, если ЕС собирается проводить по отношению к соседям политику взаимодействия, демократия должна играть в ней более значимую роль, чем в последние два-три года. Иначе под угрозой окажутся как стабильность соседей, так и их связи с Евросоюзом.
___________________________________________________________
Протянуть руку Восточной Европе ("The Wall Street Journal", США)
Партнерство? Какое партнерство? ("Project Syndicate", США)