В эпоху Интернета и мобильных телефонов в Россию, как в стародавние времена, возвращается цензура. "Черные кабинеты", где агенты тайной полиции, а потом КГБ тайно вскрывали письма подданных Империи в надежде выследить противников режима снова в ходу.
В соответствии с приказом Министерства связи, вступившим в силу 21 июля, почтовые отделения должны будут предоставлять восьми "силовым структурам", в том числе секретным службам ФСБ, милиции и таможенным органам, изолированные и особым образом оборудованные помещения, где им будет предоставлен доступ к корреспонденции и базам данных почты. Для всего этого достаточно обычного запроса от одной из этих структур. Осуществляется все за счет Почты России.
Правозащитники, в том числе председатель Московской Хельсинкской группы Людмила Алексеева, направили письмо министру юстиции с просьбой отменить приказ, угрожая в противном случае подать иск в Конституционный суд. Согласно тексту этого документа, для получения права вскрыть письмо или посылку сотрудники ФСБ или милиции не обязаны предъявлять почтовым служащим судебный ордер. Министерство заявило в свою защиту, что речь идет всего лишь о "техническом документе", в котором не упоминается о "необходимости получения судебного решения" потому, что этот документ ссылается на закон, в котором, в свою очередь, эта необходимость упоминается.
Контроль
Единственная загвоздка, как признает представитель министерства, состоит в том, что почта должна, в то же время, "обеспечить защиту от несанкционированного доступа персонала" к информации, обрабатываемой сотрудниками спецслужб. Другими словами, есть у них ордер или нет, "ничто не помешает этим службам вскрывать в своих кабинетах все, что они захотят, потому что никто ничего об этом никогда не узнает", - объясняет, юридический советник транснациональной телекоммуникационной компании TeliaSonera IC Антон Богатов. "Проблема в том, что не существует механизма контроля за спецслужбами", - подчеркивает эксперт.
"На самом деле, настоящая проблема в том, что самим сотрудникам ФСБ не разрешается предъявлять эти судебные решения", потому что информация о человеке, за которым ведется слежка, должна оставаться секретной, добавляет Андрей Солдатов, главный редактор сайта Agentura.ru, посвященного военным вопросам. По мнению эксперта, "это всего лишь еще один нормативный документ. ФСБ уже давно выиграло борьбу на этом поле".
Настоящее сражение, на его взгляд, разыгралось в конце 1990-х годов, когда были введены местные нормы СОРМ (системы оперативно-розыскных мероприятий - прим. пер.), касающиеся телефонных переговоров и Интернета, - еще до прихода к власти Владимира Путина. Правительству тогда удалось настоять на установке электронных прослушивающих устройств у операторов связи - опять же за их счет, - что позволяет дистанционно отслеживать телефонные переговоры и интернет-трафик.
____________________________________________________________
Пропасть между ценностями ("Newsweek", США)
Россия: без свободной прессы не может быть серьезных реформ ("Le Monde", Франция)
Перед Обамой российские оппозиционеры обличали цензуру ("Le Figaro", Франция)