Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Должен ли Обама подписать мирный договор с Северной Кореей?

Избавляться от северокорейских ракет уже поздно, но мы можем взять ядерную программу страны под контроль

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
У Соединенных Штатов и Северной Кореи появилась редкая возможность вступить в прямой дипломатический диалог. Администрация Обамы должна ухватиться за эту возможность как можно быстрее и крепче. В понедельник МИД Северной Кореи выпустил заявление, в котором было сказано, что 'существует специальная форма диалога' с США, в рамках которой можно обсудить ситуацию с ядерным оружием.

У Соединенных Штатов и Северной Кореи появилась редкая возможность вступить в прямой дипломатический диалог. Администрация Обамы должна ухватиться за эту возможность как можно быстрее и крепче.

В понедельник МИД Северной Кореи выпустил заявление, в котором было сказано, что 'существует специальная форма диалога' с США, в рамках которой можно обсудить ситуацию с ядерным оружием.

Это заявление последовало за замечаниями, сделанными на выходных северокорейским послом в ООН Син Сон Хо (Sin Son-ho), который сказал, что его правительство 'не имеет ничего против диалога' с Вашингтоном. Похоже, эти заявления стали ответом на призыв, адресованный Северной Корее госсекретарем США Хиллари Клинтон, которая предложила вернуться за стол переговоров.

На прошлой неделе, будучи в Таиланде, госсекретарь Клинтон заявила, что если Северная Корея согласится на необратимый отказ от ядерного оружия, США предложит пакет стимулов, среди которых и нормализация отношений между Пхеньяном и Вашингтоном. Позже, выступая в передаче телеканала NBC 'Встреча с прессой' ('Meet the press'), Клинтон сказала, что Северная Корея не будет 'вознаграждена за полумеры' по прекращению своей программы ядерных вооружений.

Готовность обеих сторон вернуться к переговорам ободряет, но впереди еще лежат крупные препятствия.

Честно говоря, со стороны США нереалистично требовать, чтобы Северная Корея отказалась от своих ядерных технологий. Причина этого проста: ядерная карта - это единственное, что есть у Северной Кореи; так просто она от нее не откажется. Необходимо отказаться от страусиной политики отказа признавать Северную Корею в роли ядерного государства. Решение северокорейской головоломки должно начаться с признания того, что Северная Корея имеет возможность производить ядерные ракеты и останется с ядерным зарядом.

На Корейском полуострове так и не закончилась 'холодная война'. Выживание режима остается главным приоритетом для Пхеньяна. Когда Северную Корею обвиняют в воинственности и создании угрозы для своих соседей и США, страна отвечает, что именно США ведут себя враждебно и провокационно.

Для обедневшего Севера ядерная программа является козырной картой в переговорах. Кроме того, Север нуждается в энергии, которую может предоставить ему ядерная технология. Крайне маловероятно, что Пхеньян на самом деле воспользуется ядерными ракетами против соседей или США - коммунистические лидеры прекрасно понимают, что это будет подобно самоубийству.

В 1990-х президент Билл Клинтон попытался занять позицию 'мягкой силы' по отношению к Северной Корее. Он пообещал миллионы долларов в виде помощи, продовольствия, нефти и даже двух атомных реакторов, в обмен на отказ от ядерного оружия. Президент Клинтон также отправил госсекретаря Мадлен Олбрайт в Пхеньян на встречу с Ким Чен Иром.

Но Конгресс так и не одобрил бюджет на строительство двух атомных реакторов, кроме того, появились доказательства того, что Северная Корея нарушала условия этого соглашения, и Клинтон покинул Белый дом, так и не решив эту проблему.

Затем Джордж У. Буш определил Северную Корею как часть 'оси зла' и занял бескомпромиссную позицию, что обернулось против него. Дополнительные санкции не изменят жизнь северокорейских лидеров, но принесут дополнительные страдания простым людям. Возбужденная риторика тоже не помогает решить проблему.

Но это не означает, что решения проблемы не существует.

Похоже, что Ким Чен Ир выбирает своего наследника. По слухам, следующим лидером Северной Кореи станет его младший и самый любимый сын Ким Чон Ун. Если это так, то у Северной Кореи еще есть некоторая надежда.

Младший Ким обучался в Международной школе Берна в Швейцарии. Про него говорят, что он был погружен в себя, но относился к одноклассникам дружелюбно. В отличие от своего отца и деда, у него есть личный опыт взаимодействия с западным обществом.

Было бы ошибочным скинуть с весов возможность того, что Ким Чон Ун проведет в Северной Корее политические и экономические реформы, после того, как соберет и укрепит свою власть.

Взгляните на Китай: Мао Цзэдун, который провел лишь несколько месяцев в Москве и никогда не бывал на Западе, держал Китай в изоляции и постоянном конфликте с иностранными державами, в то время, как Дэн Сяопинь, учившийся и живший во Франции в подростковом возрасте, полностью трансформировал постмаоистский Китай.

Когда Дэн стал лидером Китая после 'культурной революции', США и другие западные страны приветствовали его появление. Президент Джимми Картер пригласил его в Вашингтон, где воздал хвалу его смелым инициативам экономических реформ.

Спустя почти два десятилетия после того, как Россия и Китай установили дипломатические отношения с Южной Кореей, ни США, ни Япония не сделали никаких шагов, чтобы признать Северную Корею. Почему бы президенту Обаме не протянуть руку Ким Чон Уну и установить с ним рабочие отношения, как можно скорее?

Северная Корея остается предсказуемо непредсказуемой, но одно уже понятно: она настроена на сохранение ядерных технологий и усиление своего ядерного оружия. Однако, больше всего Северная Корея нуждается не в двух легководяных ядерных реакторах, обещанных ей в рамках проваленного соглашения 1994 года, а в гарантиях безопасности и дипломатическом признании.

Доступ к ядерной технологии не делает Северную Корею более опасной; важно то, как режим использует эту технологию. Так как у Северной Кореи уже есть ядерный заряд, США нужно приблизить к себе этого традиционного врага, подписав соглашение о сотрудничестве в ядерной сфере и приняв участие в управлении ее ядерной программой. И Южная Корея, и Китай поддерживают менее конфронтационный подход к Северной Корее.

В конце концов, диалог между США и Северной Кореей должен быть направлен на установление дипломатических отношений и подписание мирного договора - это может оказаться наилучшим способом контролировать ядерную программу и технологии Северной Кореи.

Чжицюнь Чжу является адъюнкт-профессором политологии и международных отношений Университета Бакнела (Bucknell University).

_________________________________________________________

Северная Корея готова к переговорам по ядерным вооружениям ("The Guardian", Великобритания)

Северная Корея проявляет готовность к диалогу по вопросу своего ядерного оружия ("The New York Times", США)

Обсудить публикацию на форуме